Танцы улиц пустили на Олимпиаду
Париж даёт добро
Эксперименты и коррупция в боксе, как и допинговые скандалы в тяжёлой атлетике, могут привести к тому, что эти два вида и вовсе могут исключить из олимпийской семьи. А вот заменить их могут вполне «молодёжные» и пока ещё не запятнанные виды спорта. Например, брейк-данс.
К традиционному лозунгу «Быстрее! Выше! Сильнее!» добавился ещё один девиз: «Сделать Игры более ориентированными на молодёжь и более городскими».
Чтобы как-то оживить соревнования, исполком международного олимпийского комитета и решил сделать упор на более динамичные виды спорта. На днях стало известно, что брейк-данс всё же включили в программу Игр в Париже 2024 года. Кстати, в профессиональной среде танцоров словосочетание «брейк-данс» считается неправильным, а вошло оно в обиход с подачи американских журналистов-острословов ещё в 1980-е годы…
Равнение на Россию?
Сказать о том, что новость о включении брейкинга в ОИ-2024 стала неожиданностью, было бы неправильно. Разговоры на различных уровнях с исполкомом МОК велись ещё с 2012 года. Более того, впервые этот вид спорта под эгидой МОК прошёл апробацию на крупном международном уровне в 2018 году в Буэнос-Айресе. Тогда на юношеских Олимпийских играх золотую медаль занял 18-летний россиянин Сергей ЧЕРНЫШЁВ.
Как это было? Соревнования проводились в два этапа: предварительный раунд, потом плей-офф. В квалификации каждый участник соревновался в двух баттлах по 2 раунда в каждом. 8 лучших по числу выигранных раундов и судейских оценок выходили в плей-офф. Дальше – четвертьфинал, полуфинал и финал. В каждом по 4 раунда (или 5 – если по итогам 4-х у спортсменов равенство по баллам).
Для непосвящённых – схема запутанная и непонятная. Для профи-танцоров – всё предельно ясно.
Есть ещё одна особенность брейк-данса: тут танцоры зачастую выступают под никами, которые сами себе и выбирают. Широкому зрителю будет непонятно, кто такой Crazy Legs, а вот танцоры знают назубок, что это американец Ричард КОЛОН, член команды Rock Steady Crew, один из основоположников брейк-данса, а ныне судья на будущей Олимпиаде.
Как снег на голову
На сегодня лучшими в мире би-боями (спортсмены брейк-данса) являются представители США, Франции, Южной Кореи, Японии, Нидерландов, Германии, Великобритании и России. У каждого – своя оригинальная школа брейк-данса.
Заметили, что в когорте лучших нет представителей из Казахстана? Нет-нет, хорошие танцоры у нас есть, а вот единства среди них нет. На самом деле, в мире отечественного брейк-данса сейчас столько дрязг и недопонимания, что лучшие би-бои предпочли оставаться вне всяких федераций. Как, например, Николай ЧЕРНИКОВ, более известный в танцевальном сообществе, как Killa Kolya. В прошлом году чемпион Казахстана остановился в шаге от победы на чемпионате мира Red Bull BC One в Индии, уступив несколько баллов би-бою из США.
Сейчас Коля является реальным претендентом на путёвку ОИ-2024:
– Я не состою в нашей федерации, у меня на это есть свои причины. На самом деле брейкинг заслужил своё место на Играх. Он развивается с большой силой и скоростью и становится даже интереснее, чем другие виды спорта. Хотя полноценно к спорту его нельзя отнести, потому что это творчество. Его не получится загнать в рамки, как какую-нибудь другую дисциплину.
Актауское ядро
Считается, что город-первооткрыватель брейка для Казахстана – Актау. Началось всё в 1986 году, когда 13-летняя девочка Мария ГУСЕЙНОВА впервые увидела брейк-данс по телевизору:
– В то же время я участвовала в ансамбле народного танца «Альтаир». Я показала парням пару движений из брейк-данса. Им понравилось. Так мы и начали танцевать брейк-данс.
В 2007 году Мария основала областную федерацию по брейк-дансу. В 2008 году она переросла в республиканскую. Одна из основных целей основания федерации – вытащить молодых ребят из деструктивных структур. Тренировки и дисциплина позволяют приобщить «уличных» парней к обществу.
Вопрос о включении брейкинга в олимпийскую семью Мария Гусейнова поднимала ещё в 2011 году, на встрече представителей брейк-данса в Берлине. Тогда над её предложением все смеялись…
А когда этот момент настал, оказалось, что казахстанская федерация по брейк-дансу просто не нужна!
– За время своего существования федерация смогла заявить миру о существовании брейк-данса в Казахстане. Нам удалось вывести ребят на мировой уровень. К сожалению, сейчас этот вид спорта развивается только в Астане и Алматы. В остальных регионах всё очень плачевно, – проясняет ситуацию моя собеседница.
Как оказалось, брейк-данс в Казахстане курирует ассоциация федераций спортивного танца РК (АФСТ). Казахстанская федерация брейк-данса в ней тоже была…
Свято место уже занято
Если казахстанскую федерацию брейк-данса, которая дюжину лет взращивала би-боев, исключили из ассоциации, то кому же достанется аккредитация? Оказывается, такая структура уже есть! Под своё крыло теперь уже олимпийский вид спорта взяло республиканское общественное объединение «Федерация Современного и Спортивного Танца», которое находится в столице. Мы связались с президентом федерации Алиёй ТУСУПБЕКОВОЙ (многократная чемпионка РК по спортивным танцам, заслуженный деятель спорта РК):
– Брейкинг для нас – больная тема. К сожалению, в Казахстане до сих пор нет какого-то единого движения. Всё разрозненно. Нам предложили поработать в этом направлении. В январе мы представим в министерство спорта свой вариант развития брейк-данса в стране.
Алия Майдановна призналась, что для многих танцоров было неожиданным решение МОК включить именно брейкинг (где нет выстроенной системы судейства, чётких правил), а не, к примеру, спортивно-бальные танцы. Интересный момент – на уровне мировой федерации танцевального спорта брейк-данс вошёл в структуру… бальных танцев.
– Посыл МОКа понятен – брейкинг в You-tube смотрят миллионы подростков. Это решение рассчитано на привлечение молодёжной аудитории. Тем не менее, предстоит выполнить много работы. Ведь ни казахстанских судей, ни у спортсменов, ни у тренеров нет спортивных разрядов и званий. Ребята часто даже не объединены по клубам… – говорит Алия Тусупбекова.
Когда в товарищах единства нет…
Который год брейк-данс, хип-хоп и прочие «уличные танцы» в Актюбинской области поднимает Руслан ЗЕЛЕТДИНОВ. В 2010 году он зарегистрировал филиал «Казахстанской федерации брейк-данса». За это время под его началом проведено больше 200 турниров:
– На протяжении последних 5 лет мы ежемесячно проводим баттлы различного уровня. Представляли страну и на турнирах – в год от 5 до 15 поездок было. Чемпионами актюбинская команда не была, а вот вторые места в Казахстане и Центральной Азии занимали.
По словам Руслана, сейчас брейкинг переживает третье «дыхание», растёт и количество желающих стать би-боями. Этот вид спорта, помимо областного центра, представлен в Алге, Хромтау, Кандыагаше, Шалкаре.
– Это правда, что в стране единства среди брейк-дансеров нет. Приезжаешь в Алматы или Астану, так они сразу с негативом о нас отзываются: западники приехали. Сейчас раскол в другом: когда стало ясно, что брейкинг взяли на Олимпиаду, то в этот вид спорта стали «приходить» различные федерации, которые раньше ничего не делали для этого направления. Пытаются «под себя» продавить определённые моменты. Обидно. Хорошие ребята из-за этой ситуации ссорятся, – поясняет Зелетдинов.
По словам Руслана, брейкингу не хватает судей и тренеров. Многие профи би-бои решили уйти в другие сферы деятельности, ведь материальной поддержки от управления физкультуры и спорта Актюбинской области нет.
– Прихожу в облспорт и слышу только одно: «Денег нет!». Мне 3.000.000 в год хватило бы с лихвой. Тут и на сборы, и на поездки. За 10 лет нам помогли один раз – дали 212.000 тенге. А когда кубок акима проводили, так награды за свой счёт покупали, – сетует Руслан.
В облспорте комментировать радость от включения брейкинга в Олимпийские игры не сочли нужным. Сложилось впечатление, что в этой структуре к брейк-дансу по-прежнему относятся несерьёзно.