Так поражает молния, так поражает финский нож!
Тревожная музыка. Занавес поднимается. Актёры, выстроившись в ряд, стоят спиной к зрителю. Спектакль начинается с ярких цитат героев произведения, как бы кратко анонсируя всё то, что будет показано на сцене. И мистическое число актёров – 13.
Так творческая студия «Family School» и молодёжный театр «Алые паруса» закрывали театральный сезон прОклятой пьесой «Мастер и Маргарита». Однако сам творческий коллектив считает, что никакой мистики в этой постановке нет. По словам режиссёра, в спектаклях по произведениям Гоголя бесовщина случалась чаще. С режиссёром согласился и сам Воланд. «Ничего мистического со мной не происходило, даже кошмары не снились. Образ создавал сам, исходя из своего видения этого персонажа. Конкретно Воланда так себе и представлял, как изобразил его на сцене», – поделился исполнитель роли Михаил КУЗЬМИН.
Стоит отметить, что ребята впервые взялись за такое глубокое произведение. Работали много и с особым старанием. Чуть больше двух месяцев ежедневных репетиций – и премьера состоялась.
Трудный народ эти женщины!
Маргарита в этой постановке предстала перед зрителем в совсем для нас непривычном образе. Сильная, волевая, надменная женщина, которой, казалось бы, чужды человеческие слабости и ныряния в омут с головой в любовные интриги. В сцене бала у сатаны наша Маргарита была как раз под стать самому Воланду. Вероятно, такой образ сложился лишь в силу молодого возраста актрисы, которая призналась, что ещё не влюблялась.
«Я не старалась копировать какой-то образ. Такой Маргариты ещё не было. У меня она была своя, которую я видела по книге и сценарию. Да и в жизни мне бы не хотелось полюбить так, как Маргарита – Мастера. Это очень больно», – поделилась исполнительница главной женской роли Елена СОЛОВЬЁВА.
Из-за нехватки актёров некоторые мужские роли в постановке исполняли девушки. Но это лишь придало особый шарм пьесе. К примеру, доктора психиатрической больницы Стравинского сыграла Алина БОГДАНОВА. Трактовка образа тоже изменилась. Вместо мудрого и спокойного врача Стравинский сам походил на своих пациентов.
«Этот образ дался мне не с первого раза. Долгое время ничего не получалось. Но потом я посмотрела на этот момент со стороны, из зрительного зала. Увидела, как неадекватно ведет себя свита Воланда, имитируя своё сумасшествие. Отпустила себя и поняла, что тут нужен образ доктора, который уже сам сошёл с ума», – рассказывает актриса.
Штаны коту не полагаются
Любимцем публики с первых минут стал кот Бегемот, которого блестяще исполнила София КОСОЛОВСКАЯ. Сама актриса призналась, что котов не любит, но это не помешало ей вжиться в роль. Например, когда Маргарита появилась на балу в новом платье, Бегемот стал её обнюхивать. «Поначалу было невероятно сложно. Я всё время спрашивала у режиссёра, как мне лучше сделать, как двигаться. Он своими советами и сделал из меня то, что вы видели. Конечно, есть и моя заслуга. Я старалась и долго работала над ролью. Но ведь всё получилось?! И это самое главное. Зрители довольны, актёр счастлив!» – смеётся София.
Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно
В целом работа с материалом проведена отличная. Звуковые эффекты, накладываемые во время игры актёров и в перерывах между сценами, только усиливали и без того напряжённую атмосферу. А внезапно появляющиеся в зале среди зрителей артисты, помогли не просто понаблюдать со стороны на действия, но и полностью погрузиться в спектакль. Игра со светом под аккомпанемент опуса Игоря Корнелюка «Гимн Воланда» тоже не оставила никого равнодушным. На секунду показалось, что это не просто запланированное действие, а происходящая наяву чертовщина в связи с мистической историей самого романа.
Молодой режиссёр-постановщик и сам признаётся, что замахнулись на великое, но благодаря таким пьесам ребята и вырастают в профессиональном плане.
«Сложнее всего в работе было донести ребятам суть. Потому что все прочли произведение, но больше половины не поняли, о чём оно. В процессе постановки уже разбирались и вникали. Но мы поэтому и вынесли на первый план любовь. Она понятна в любом возрасте. К тому же всё-таки попытались отойти от классических образов героев. От кричащего Ивана Бездомного, от давящего на связки Воланда. Я принципиально не смотрел театральные постановки и ребятам не разрешил. Каждый из них показал своё видение. Это их рост!» – поделился режиссёр Артём МОСКАЛЕНКО.