«Светскость – это уважать разные взгляды»
– Светским называют государство, которое отделено от религии. В нашей стране живут верующие, есть атеисты и вообще люди с разным вероисповеданием. Это нормально, у всех разные взгляды. Так и должно быть, чтобы государство защищало права каждого гражданина. Когда государство запрещает, ставит какие-то табу, то может быть и другая крайность – радикализм, поэтому так важно держать этот баланс.
– На ваш взгляд, в чём проявляется светскость в нашем государстве?
– Государство не должно особо вмешиваться в религиозные учреждения, разбирать их доктрины, идеологию. Руководитель – это тоже божий слуга. В свою очередь, религиозные учреждения не должны, так сказать, качать свои права, переходить границы, пытаться влиять на общество и на власть. Светскость – это то, что наша церковь не закрыта от остального мира, мы не за закрытым забором.
– Как, например, деструктивные культы: они закрыты для общества и не афишируют свою деятельность.
– Да, мы всегда открыты для добрых дел. Стремимся быть самыми активными, участвовать во всех мероприятиях, которые проводит управление по делам религий Актюбинской области: спортивные игры, выезды на природу, на Наурыз ставили спектакль, выходили на посадку деревьев. Мы не замыкаемся в себе, открыты для общества, общаемся с представителями других религиозных объединений. Понятие «светскость» ассоциируется с культурой и образованием. В городе меня знают как художника. Я стараюсь участвовать в мероприятиях музея искусств, езжу на пленэры. Недавно в доме инвалидов вместе с художницей мы делали роспись в рамках благотворительной акции. Наши верующие тоже стараются кому-то помочь, кого-то поддержать.
– Как вы считаете, государство и религия могут взаимодействовать между собой?
– У каждого своя роль и свои функции. Я считаю, что у нас есть возможность служить, как написано в Библии: чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли отца вашего. Церковь – это не организация, где все замкнулись, а – современные люди, которые работают, общаются. Церковь «Источник жизни» проводит вместе с акиматом мероприятия, государственные структуры идут нам навстречу, СМИ пишут о нас. И люди видят, что есть такие религиозные объединения, которые в чём-то помогают обществу.
Я думаю, и государство озабочено моральным состоянием общества. Всё равно, если сгущается духовная тьма, то появляются злость, обиды, сначала на семейном уровне, потом отражаются на работе, и негативная энергия распространяется дальше. Вот поэтому нужны какие-то духовные авторитеты, примеры благородного отношения, любви, чтобы сдержать какие-то негативные порывы. Мы все живём в одном государстве. Кстати, сейчас государственные органы работают над созданием каталога, чтобы жители и гости города могли посмотреть, какие в Актобе есть религиозные учреждения.
– Расскажите о церкви «Источник жизни».
– В нашей церкви больше ста прихожан. У нас проходят утренние богослужения, у кого есть время, их посещают. Мы поём, у нас много музыкальных инструментов: ударные, синтезатор, гитары. В основном это песни, прославляющие Бога. Придумываем тематические дни. Проводим собрание для новичков – мы их называем «альфа». В церкви есть свой театр, мастерская для тех, кто любит рисовать. Открыты бесплатные курсы по обучению игре на музыкальных инструментах, языкам и творческие кружки.
Недавно церкви исполнилось 24 года. За это время поднялось новое поколение. Молодёжь хорошо учится, многие поступают на гранты, потому что здесь прививается серьёзное отношение к учёбе. И в то же время когда ты всё делаешь с верой, с Богом – это приветствуется, Многие актюбинские верующие достигли успеха в различных сферах. Это известные в нашем городе предприниматели, спортсмены, деятели культуры. Десятки семей сформировались в нашей церкви.
– Многие мусульманские государства не являются светскими. А почему Казахстан, несмотря на то, что это мусульманская страна, всё-таки светское государство?
– Так исторически сложилось. В Казахстане проживает много национальностей. И любовь тоже не выбирает по нации. Я сам когда-то полюбил татарочку, вместе уже 34 года, вырастили двух дочек, одна из них вышла замуж.
К примеру, в нашей церкви прихожане тоже разных национальностей: татары, казахи, корейцы, русские. В Библии сказано, что внутри нас есть царство божье. Кто-то приходит в «Источник жизни» в сложный период, когда душевные терзания, и не знает, у кого искать помощи. Тогда человек обращается к Богу.
– Расскажите, как вы пришли к вере?
– Наверное, у каждого молодого человека наступает период, когда он ищет себя, ищет смысл жизни. Помню, что в юности читал и записывал в блокнот разные умные изречения. В нашей молодёжной среде увлекались разными религиозными философиями. Я искал основы, на которые можно было бы опереться. Мне нравились такие литературные образы, как Данко, который вырвал своё сердце и освещал им путь, пожертвовал собой ради народа. В то время делились только на пионеров и комсомольцев. Я, конечно, как казах, читал Коран. Родители считались мусульманами, но я не был так близок к исламу. У меня был поиск духовности.
Однокурсник стал верующим и подарил мне Евангелие. Я начал читать, история об Иисусе Христе сильно на меня подействовала. В душе зародилась вера. Вскоре меня позвали в церковь.
– Что вы почувствовали, когда переступили порог протестантской церкви?
– Мне понравилась церковная атмосфера: люди разных национальностей, тёплое общение. Это были девяностые годы, время трудностей, сомнений в своём будущем. Люди – хмурые, тревожные, озлобленные, поэтому такое тёплое отношение друг к другу стало приятным удивлением. И когда я услышал Евангелие, то понял, что Бог нас любит. Я тоже грешный человек, попросил прощения у Бога, покаялся. После этого моя жизнь изменилась. Я понял, что Бог простил меня, забрал мои грехи – и упало тяжёлое бремя с плеч. Это стало началом новой жизни.
Когда уверовал в Иисуса Христа, Бог призвал меня из Алматы в Актобе. В двухтысячном году я прибыл в этот город вместе со своей семьёй уже как священно-служитель. Раньше я считал себя человеком не очень общительным. Вера дала возможность почувствовать свободу, раскрепощение. Актобе принял меня и стал мне родным.