Степи, помнящие вопли гунна
– Похожие памятники сейчас мы ищем целенаправленно. Прежде мы искали более ранние захоронения. Пока рано утверждать, что это гуннское захоронение. Тут необходимо более детальное исследование, – прокомментировал директор центра реставрации и охраны историко-культурного наследия Аслан МАМЕДОВ.
Расположение курганов вызывает много вопросов. Почему-то их очень много в Иргизе или Уиле, но почти нет на таких благоприятных для проживания на территориях, как Каргалинский или Мартукский районы. Такое расположение может говорить о том, что приходили кочевники сюда не сразу, а постепенно, ассимилируясь с местными племенами. Есть версия, что гунны появились в наших степях с территории современной Монголии во время долгого восточного перехода. Нынешние раскопки могут дать ответ на этот вопрос.
Степные кентавры
Археологические памятники удалось обнаружить при помощи космических снимков. При их детальной обработке стало заметно, что в нескольких участках степи выгоревшая трава образует строго геометрические узоры. Так невольно сбылось пророчество Аттилы о том, что «где ступает конь гуннского воина, трава не будет расти несколько тысячелетий». Обнаруженные могильники поистине уникальны, и наши археологи такого прежде не встречали. Погребальные сооружения огорожены почти идеальными квадратами и кругами, а святилища тут гантелевидны.
История не сохранила никаких сведений о верованиях гуннов. Скорее всего, их представления были ближе по идеологии к зороастризму. Европейские летописцы слишком демонизировали кочевые племена, называя их то дикими животными, лишь издали напоминающими людей, то посланниками самого дьявола, выбравшимися из преисподней, то даже кентаврами. Для изнеженных античных историков дикие нравы кочевников, непривычная монголоидная внешность и звериная отчаянность в бою казались нечеловеческими качествами, а сидели степняки в седле так крепко, что жертвы набегов утверждали, будто конь и человек – это единое существо.
Чай для кочевника
Не совсем обычны и артефакты, которые археологи нашли в сорлакмолинских курганах. Бронзовый сосуд, который мог служить кувшином или чайником, больше характерен для Китая или Индии. Как он попал в наши степи – неизвестно. Зато ясно, что бронзовый чайник был очень ценен для бывшего владельца. Когда посудина прохудилась, он поставил медную заплатку на пробоину. У кочевников не было условий для такого рода обработки металла, и ремонт посуды становился трудной задачей. Неудивительно, что родные положили чайник в могилу к хозяину, чтобы даже на том свете он не расставался с любимой вещью. Для захоронений той эпохи характерно культовое уничтожение вещей. Например, казаны гнули перед тем, как положить в могилу, или пробивали в посуде огромные дыры. Считалось, что вещь должна умереть вместе с хозяином, чтобы попасть в загробный мир. Этот же чайничек почему-то пощадили, как и глиняный горшок из кургана, который и 17 веков спустя можно использовать по прямому назначению. Или у этого племени были свои религиозные воззрения, или племя решило сделать исключение именно для этого человека – это ещё только предстоит узнать.
Среди прочих артефактов в кургане обнаружена курильница для благовоний. Очень вероятно, что её владелец был если не жрецом племени, то, как минимум, имел отношение к оккультным знаниям того времени.
Уже осенью уникальные находки окажутся в Актюбинском краеведческом музее.
Песня Аттилы
Хотя о культуре гуннов известно очень мало, влияние этих племен на историю Европы трудно переоценить. С IV-го века нашествие гуннских племён изменило карту мира того времени. Исчезали целые государства, а вместо них во время Великого переселения народов появлялись новые страны и этносы. Более того, великие полководцы того времени перенимали военную тактику кочевников, по одной из версий даже слово «атака» произошло от боевого клича степных воинов. Миграция гуннов была долговременной и проходила не один десяток лет. Многие племена оставались тут надолго. Нынешние раскопки могут дать ответ, как именно повлияла ассимиляция гуннских племён с народами, которые жили на территории нынешнего Казахстана, и насколько каждый из нас является потомком Аттилы.