Каждый раз, приезжая на родину (Хасан Усманов родился в 1973 году в Кызылорде), солист нескольких мировых театров и создатель Классического Русского балета, по его словам, отдаёт то, что должен – своё мастерство, страсть, увлечённость, технику. То, чему учили его, и что он сегодня внушает своим молодым ученикам – любовь и верность классике.
Авангардных прочтений Шекспира в наше время хоть отбавляй: реперы, рокеры, молодёжная тусовка в современных костюмах. Шекспировская история про вражду, смерть и всепобеждающую любовь не устареет. Но желающих придать ей «злободневность» Хасан Усманов не поддерживает.
– Что такое современное искусство: мама спит с Тибальдом, все смешались. Где так ставят? И Европа, и Америка любит. Давайте забросим всё это подальше, будем ставить чистую красивую классику. Хоть где-то же должна быть чистота!
В его спектакле всё сохранено так, как задумал Лавровский, как в начале 1940-х танцевала Уланова. На первом плане музыка – ни с чем несравнимая мелодика и оркестровка Прокофьева. Верность эпохе в костюмах и декорациях. Пантомима, преобладающая над танцем.
– Я всегда выбираю сцены так, чтобы был накал, страсть, чтобы не терялась нить главной темы. И артистам говорю: в «Лебедином» ещё натанцуетесь. Здесь есть история, есть драма. Драки. Переживания. Всего пять персонажей, по большому счёту, но тема главная вас держала? Да. Для этого убрали все дополнительные танцы, вставные сцены.
Мастерство фехтования признают даже спортсмены.
– А для верного фехтования приходится брать уроки?
– Ну, меня учили – я передаю. Конечно, у нас всё отмерено до секунды – замах, повороты, высота рук – всё нужно рассчитать. Это сложно, просто так не помашешь. Нас спортсмены спрашивают: как вы так умудряетесь? По сути, удары правильные, но позиция другая.
Руководитель балета в этом спектакле выступил в роли Меркуцио. Сцена его боя с Тибальдом и смерти была настолько остро драматичной, что зрители в зале замерли, а потом не могли сдержать слёз.
– Расскажите об исполнителях главных ролей.
– Наталья Кунгурцева и Александр Бутримович со мной работают уже 8 лет. Лауреаты международных конкурсов, солисты нашей труппы. Практически для них были поставлены «Ромео и Джульетта». Они очень соскучились, и весь балет соскучился по Прокофьеву, потому что у нас в это лето было большое турне, и все просят «Лебединое», «Щелкунчика», «Спящую красавицу». А когда Есен (Есен .Дуйсенбаев, организатор гастролей в Казахстане, – М.В.) сказал: «Давай Ромео…», мы сразу согласились. Я ему не признавался, что это любимый спектакль. И очень хорошо, что мы выступали в вашем театре. Эта сцена дала возможность сделать несколько перемен декораций. Мы ведь тащим тонны груза, а результата иногда очень мало, если зал не позволяет всё разместить.
Балет ставили специально для Натальи Кунгурцевой и Александра Бутримовича.
– Сколько времени нужно, чтобы возобновить балет? Или чтобы поставить новый?
– Восстановить балет можно – мы готовим месяца два. В основном, для кордебалета, солисты свои партии знают. Но сейчас у нас не было даже двух месяцев, потому что мы были в Китае, потом в Белоруссии, и сразу к вам приехали. Как правило, ставишь спектакль на солиста. У меня три ведущие балерины, три ведущих танцовщика. У нас есть и «Золушка», и «Кармен», и Шопениана, но все считают: раз Русский балет, то давай знакомое.
– Даже в Китае? Вы показываете там свои знаменитые представления «Балет. Лёд. Цирк»?
– В Китае нас любят. Там замечательные условия. У них сцены огромные, там всё меняется, всё отлично размещается – и мы показываем свои спектакли. Ни одна труппа в мире не делает того, что мы.
Меркуцио – самый яркий персонаж драмы.
– Насколько трудно постоянно жить гастролями? Вам же, в отличие от драматических артистов, нужен класс каждый день.
– Да, три часа обязательно. Перед спектаклем надо разогреться, а потом на сцену. Но ничего, успеваем переехать из города в город – и прямо на сцене позаниматься. Впрочем, что кого мучает, сколько часов мы занимаемся – зрителя это не волнует. Сегодня один мальчик не смог выйти – спина болит, девочка пальцы в кровь стёрла. Но во время спектакля всё забывается. Это такая победа – многие не понимают! У нас было время, когда артисты уходили – в бизнес, в банки. Ну и что там? Купила ты себе одежду – и всё. А энергию девать куда? Она возвращается в балет и понимает, чего ей не хватало. Это ведь такое счастье – танцевать на сцене. И чувствовать, что зритель поймал волну и идёт за тобой.