Искусство для жителей Азии – это не просто удовольствие, в каждой песне и танце скрыт особый смысл того уклада, который веками передавался из поколения в поколение. Для узбеков национальный танец сродни семейной реликвии, которую хранят, как бесценное сокровище.
САМО СОВЕРШЕНСТВО
27–летний Мирзохид ХУСАНБАЕВ – скромный повар в ресторане «Фарход» – может похвастать прекрасным исполнением узбекских танцев. Может, но пока не хочет. Постоянный член этнокультурного объединения «Согдиана» решил довести до совершенства искусство ритмических движений рук и ног.
– Танцевальному искусству меня обучал мой дед Азамжан Хусанбаев. С пяти лет он уже умел исполнять как народные, так и современные узбекские танцы. Ему сейчас за 80 лет, но он находится в прекрасной форме, может выйти и станцевать хоть лазги, хоть полку, – рассказывает молодой человек.
ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ
Кстати, один из секретов долголетия узбекских мужчин кроется в танце. Оказывается, чтобы приступать к исполнению хотя бы нескольких движений, обязательно нужно очистить голову от ненужных мыслей.
– В танец мы стараемся вложить душу. Это как для любой хозяйки приготовление пищи. Я лично всегда думаю о своей родине, о мире и спокойствии, вспоминаю о самых радостных событиях в моей жизни. Тогда и танец получается красивым, чистым и настоящим, – говорит Мирзохид.
ВСЯ СИЛА В РУКАХ
Узбекские танцы, как впрочем и все восточные, зародились сначала из обрядового, а позднее – и из религиозного ритуала. Обучиться этому искусству оказалось не так–то просто. Целый час усваивал различные движения, но танцевать андижанскую полку на мероприятии я бы не рискнул.
– Вся философия и суть танца кроется в выражении различных человеческих чувств: радости, печали, любви и восторга. Это надо просто прочувствовать, – поясняет мой наставник.
К примеру, в Узбекистане принято, чтобы каждый танцор перед исполнением танца, прижимал руку к груди, а потом вытягивал руки ладонями кверху. Тем самым подтверждая, что всё идёт от сердца и в руках нет ни малейшей грязи.
– Я тебе больше скажу: неповторимое отличие узбекского танца от европейского в том, что у нас большое значение придаётся движениям рук. Движения у мужчин обычно быстрее и резче, тем самым показывается восточный нрав – заводной и весёлый.
Без слов, одними руками, плечами, ладонями и пальцами в танце можно передать целую историю. Кстати, старинный узбекский танец отличался замкнутостью, он был медленный, в нём не было широких откровенных движений и взглядов. Даже руки не поднимали выше плеч. Современный же узбекский танец сильно отличается – сейчас танцоры не боятся бросать гордые взгляды, движения стали более динамичными и завораживающими.
ТИГРОВЫЙ ЗАПАЛ
Легенды гласят о том, что андижанская полка настолько глубоко проникла в душу эмира Ферганы Захира ад–дин Мухаммада Бабура (слово бабур означает «тигр»), что каждую неделю могущественный правитель, основатель Могольской империи её танцевал. Проведя детство в Андижане, Бабур увлёкся поэзией и танцами. Ровно 510 лет назад потомок Тамерлана зачарованно смотрел на танец в исполнении мужчин и решил его освоить. Спустя неделю, после начала учёбы, завоеватель Индии и Афганистана и сам танцевал на мероприятиях.
– С тех пор каждый мужчина в узбекской семье просто обязан научиться танцевать андижанскую полку, – говорит Мирзохид Хусанбаев, показывая мне очередное движение. – Чисто мужской танец буквально изобилует прыжками, пробежками и ничем не уступает кавказской лезгинке.
Кстати, это со стороны кажется, что хитросплетения рук хаотичны и берутся из головы. На самом деле всё несёт в себе какой–то смысл: движение левым плечом, к примеру, подчёркивает особую признательность гостям. Элемент, выполняемый тыльной стороной правой руки показывает покорность и послушание.
ОТ ЗАПРЕТА ДО РАССВЕТА
История современного узбекского танца начинается с 1926 года. Именно тогда был организован первый национальный этнографический ансамбль. У его истоков стояли Уста Олим Камилов, Юсуфджан Кизик Шакарджанов, Тамара–Ханум, Мухиддин Кари Якубов, Мукаррама Тургунбаева, Исахар Акилов, Гавхар Рахимова.
На международную арену узбекский танец впервые вышел в 1936 году – на Всемирной выставке искусства в Париже. Бурно развиваться современный узбекский танец начал уже после Второй мировой войны. Тогда появились первые узбекские оперы, национальные музыкальные спектакли. Выделяют три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Современный узбекский танец – смесь этих направлений.
Ферганский танец тановар – отличается прелестью пластики движений, их нежностью.
Хорезмский танец лазги отличается движением «сломанных пальцев». Говорят, что в древние времена в Хорезме правил царь, у которого была любимая наложница, умевшая прекрасно танцевать. Однажды она сломала пальцы рук. Не зная этого, царь потребовал, чтобы она танцевала для него и его гостей во время пира. Наложница так сильно любила своего господина, что исполнила его приказ. Ни царь, ни зрители даже не догадались, что она танцует с травмой, и подумали, что это такой танец.
Бухарский танец мавриги отличают резкость движений и откинутые плечи.
Быть в гостях у узбеков и не попробовать плова считается проявлением неуважения к хозяевам. Поэтому после танцев корреспондента «Эврики» не только накормили прекрасным блюдом, но ещё и рассказали секрет его приготовления.
Уже много лет Вахид УСМАНОВ трудится шеф–поваром. Под его руководством выросло не одно поколение настоящих мастеров кухни.
– Настоящий узбекский плов я научился готовить очень давно. Причём секреты передал мне дедушка. Могу сказать, что к приготовлению плова нужно подходить со всей ответственностью, он не прощает принципиальных просчётов. Если воды больше добавил в рис или огонь сильнее сделал, то уже не тот вкус. Поделюсь с читателями рецептом приготовления плова.
Шаг 1. Рис (около кило настоящего узбекского) промыть в нескольких водах. Последняя вода после промывки должна остаться совершенно прозрачной.
Шаг 2. Баранину или говядину вымыть и нарезать кубиками. Очистить три средние луковицы и всю морковь (на кило риса нужно кило моркови). Лук порезать полукольцами, морковь – длинными брусками толщиной 1 см. Чеснок очистить от верхней шелухи, но не разделять на зубчики.
Шаг 3. Казан разогреть, влить масло и прокалить. Положить лук и, помешивая, обжарить его до красного цвета 7–8 минут. От цвета лука зависит цвет плова. Потом добавить мясо и жарить до появления корочки. Выложить морковь, жарить, не перемешивая, 3–4 минуты.
Шаг 4. Чтобы узбекский плов получил неповторимый вкус, нужно добавить приправы: зиру, кориандр и барбарис. В Актобе немного не понимают этот вкус, поэтому можно добавить только зиру. Посолить. Уменьшить огонь до среднего и готовить, пока морковь не станет мягкой, 7–10 мин. Влить в казан кипяток слоем 2 см. Уменьшить огонь и тушить 30–40 минут.
Шаг 5. Уже разбухший рис выложить в казане ровным слоем, влить туда кипяток так, чтобы он покрыл рис слоем 1,5 см, но не больше. Всё это закрыть крышкой. Кипеть рис должен равномерно, если этого не происходит, то нужно слегка помешать. Как только воды не останется, вдавить в рис головки чеснока, убавить огонь до минимума и варить до готовности риса. Кстати, убирая казан с огня, нужно иметь ввиду, что рис должен быть слегка сыроватым. 30 минут блюду ещё нужно томиться.