Сможем вернуть «Трикотажку»?
Как рассказали организаторы, в нашем городе есть два крупных швейных производства, которые работают с инвестиционными программами. Остальные – ателье и мелкие пошивочные цеха. Во время кризиса им сложно удержаться на плаву. В их поддержку и организовали форум с выставкой одежды и фэшн-показом от актюбинских дизайнеров.
На вешалках висят спортивки и вещи из искусственной кожи.
– Сколько стоит худи? – поинтересовалась я.
– От 39.000 тенге, – огорошила хозяйка ателье, где шьют одежду. – Это натуральная хлопчатобумажная ткань – футер, трёхниточный, на байке. Всё идёт на подкладе. Фурнитура дорогая, поэтому мы не можем продавать дёшево.
– Клиенты у вас, наверное, люди – небедные?
– Нет, разные. Все постоянные клиенты, кому шьём на заказ.
Пиджак из экокожи (как сейчас красиво называют дерматин) стоил 40.000 тенге. Не верю, что человек со средней зарплатой может отдать за кофту 30-40 штук, пусть даже из самой дышащей ткани. В том же интернет-магазине можно купить зимний тёплый костюм, где будут в составе те же футер, трёхнитка и хлопок, только за гораздо меньшую сумму.
Вернём фабрики
Но не все вещи на выставке были ориентированы на лакшери. В Актобе работает швейная фабрика, которая выпускает трикотаж. Это небольшое производство со штатом чуть больше 30 швей.
– Над одной вещью у нас работают сразу 20 человек, – рассказывает представитель актюбинской швейной фабрики «A-TEXTILE» Наргиз НУРЛАНОВА. – Вся одежда практически однотонная, потому что мы сразу выпускаем по 1.000 штук. Также принимаем индивидуальные заказы от 100 штук и выше. Цены у нас очень доступные, дешевле, чем на рынке.
Это правда. Например, трикотажные футболки-поло стоят чуть больше 1.000 тенге. Самая дорогая вещь – это спортивный костюм за 10.000 тенге.
– У остальных – ателье, а у нас – производство, поэтому дёшево, – добавляет директор ТОО «A-TEXTILE» Алимжан ЖАЛБАТОРОВ. – У нас весь ассортимент – 52 вида мужской и женской одежды. Есть как 100%-ный хлопок, так и синтетика. Помимо розничной торговли, у нас заказывают одежду оптовики. Пора уже в Актобе шить свои вещи, выходить на экспорт. Раньше в Актобе была своя трикотажная фабрика. Мы сейчас развиваем торговые сети. Также будем делать то, что модно: принты, вышивки на одежде. Всё производство – по турецким технологиям. Все наши учредители и инвесторы – казахстанские. Мы воспользовались программой «Даму» и за счёт этих средств купили оборудование, на котором будем шить верхнюю одежду.
Бутик, в котором продают одежду актюбинской швейной фабрики, можно найти в торговом доме «Арай».
«Мы шьём не хуже других!»
– Владельцы ателье, пошивочных цехов загружены кредитами, работают в арендованных помещениях, и они не могут достучаться до государственных программ, – комментирует председатель ассоциации дизайнеров и портных Актюбинской области Куляш БАКИШЕВА. – Мы пригласили наших потенциальных покупателей – это крупные компании, хозяева торговых домов, бутиков. Им не нужно ездить в другие страны, чтобы закупаться одеждой. У нас та же самая ткань из Италии, Турции, России, и шьём не хуже других. Мы хотим, чтобы у актюбинских производителей одежды были не только форс-мажорные заказы, но и планомерная работа. На форуме также поднимаем вопросы модернизации швейной отрасли. В актюбинском колледже сервиса открыли швейный цех с японским оборудованием. Наши студенты обучаются на новейшем оборудовании, а потом приходят работать на актюбинские предприятия, у которых нет такого инвентаря.
Представители швейной отрасли поднимают вопросы касательно коммунальных услуг, модернизации оборудования и просят акимат выделить субсидии на улучшение материально-технической базы цехов.
– Нам нужно, чтобы государство помогало с финансированием действующих предприятий, – говорит председатель ассоциации дизайнеров и портных Актюбинской области. – В нашей области идёт уже перенасыщение национальных текстильных изделий: корпешки и всё остальное, что обычно идёт к приданому. А в приграничных российских городах, где живут казахи, башкиры, татары, наша продукция пользуется большим спросом. Надо переходить на экспорт: ведь швейная отрасль очень перспективная. В других государствах – это одна из ведущих сфер в экономике.
– Но, согласитесь, цены на одежду у актюбинских производителей очень высокие. Поэтому люди предпочитают заказывать дешёвые вещи через интернет-магазины или покупать на распродажах.
– Согласна. Тем, кто привык шить индивидуально, аппетиты надо умерить – снизить тарифы. Мы к этому тоже придём.
Ещё один злободневный вопрос касается школьной формы.
– В летний сезон наши швеи работают в авральном режиме, – рассказывает организатор форума. – В идеале школьную форму нужно начинать шить в январе, чтобы к началу осени она была готова. А мы начинаем работать в июне, потому что нам не дают чёткую информацию, какой будет школьная форма. А потом в стрессовую ситуацию попадают и производители, и родители, и дети.