КТО НА СЦЕНУ КРАЙНИЙ? Я ЗА ВАМИ БУДУ!
Сюжет сказки незамысловат. Этакая детская адаптация «Ромео и Джульетты». Только вместо кланов Монтекки и Каппулетти – белые и серые мыши. Да и заканчивается всё не трагично, как у Шекспира, а общим примирением и хэппи–эндом.
Или время сейчас такое, или переели мы выпусков новостей, но почему–то зрители постарше, те, которые привели на сказку своих детей, усмотрели в противостоянии серых и белых мышей конфликт России и Украины. Не утомляйте себя, дорогие театралы, поиском глубинного смысла! Творческий коллектив во время работы над спектаклем волновали вещи не столь глобальные.
С 1992 года казахская и русская труппы обосновались под одной крышей. Жили, как говорится, в тесноте, да не в обиде, даже актёрами обменивались, если не хватало массовки. Вот только репетиционные площадки и работу цехов поделить не могли. Никак не получалось решить, чей спектакль сейчас важнее. Долгое время теплилась надежда на то, что одна из трупп куда–то переедет. Тем более – чиновники это обещали в скором будущем. А получилось наоборот: к двум труппам присоединился ещё и театр «Еки езу». Так что выкраивать время для репетиции стало совсем тяжко. Именно поэтому сказка о мышах с сыром вышла не к началу учебного года, как хотелось бы (и как всегда было), а к середине октября.
По этой же причине пришлось отказаться и от давней традиции – открывать юбилейный сезон праздничной шоу–программой. Прежде к юбилею готовилось особое мероприятие, состоящее из отрывков старых спектаклей и анонсов новых. Пять лет назад о традиции пришлось забыть из–за ремонта. В этом году из–за нехватки средств и времени сезон открывался очень популярным, но старым спектаклем «Смешные деньги».
ЗАОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ? НЕ ВЕРЮ!
Острой проблемой до сих пор остаётся отсутствие у некоторых актёров специального высшего образования. Дело даже не в отсутствии профессионализма, а в постоянных разговорах о том, что скоро всех «необразованных» уволят. Даже поговаривали, что это случится во время аттестации. К счастью, аттестация для труппы прошла безболезненно, но вопрос с образованием остаётся актуальным. Режиссёр постановки Владимир КУЗИН, едва выпустив сказку, отправился на сессию в Екатеринбург.
Заочное образование пока остаётся единственным выходом в этой ситуации, хотя актёры с большим стажем относятся к этому скептически:
– Честно говоря, я не доверяю заочному обучению – поделился мнением заслуженный артист РК Виктор БРИЦ – Чему можно научить за два месяца в год? Актёрское мастерство совсем не тот предмет. Тут нужна постоянная работа. Другое дело, что ребята получают какие–то теоретические знания, узнают историю театра. Вот это лишним не будет.
| | |
Сказка ненавязчиво учит маленьких зрителей быть терпимее к тем, кто немного отличается от тебя. | Фото из архива театра
|
ПАМЯТЬ О ТЕХ, КОГО БОЛЬШЕ НЕТ С НАМИ
Ожидание юбилея омрачили две очень печальные новости. Первая грустная весть пришла с большим опозданием. Умер полюбившийся актюбинским театралам режиссёр Альваро ГЕВАРА. Тот самый, что поставил драматичный и пронзительный спектакль «Дом Бернарда Альбы». Ему очень хотелось ещё раз приехать в Актобе для постановки, но не получилось. Мрачное театральное поверье о том, что спектакль «Дом Бернарда Альбы» приносит несчастье и отнимает жизни, сбылось.
Другое тяжёлое известие пришло из Екатеринбурга. Не стало Людмилы ПЕРВУШИНОЙ. Эту чудесную актрису любили не только зрители, но и все, кто её знал. Ей всегда удавалось поддержать дух труппы в тяжёлые для театра времена, именно она была инициатором голодовки в 1998–м, и люди верили ей. Так сложились обстоятельства, что Людмиле пришлось уехать в Россию и бросить сцену. Но и там она переживала за наш театр. Практически все актюбинские актёры, приехавшие поступать в театральный институт Екатеринбурга, останавливались у неё, и Людмила помогала не только жильём, но и ценным советом. Людмиле Первушиной было всего 58 лет.
МАЛЕНЬКИЕ СКЕПТИКИ
Несмотря на все трудности, можно смело заявить, что новый спектакль удался. Яркий, динамичный, с искромётным юмором. Детвора воспринимала сказку с восторгом. Актёры знают, что маленький зритель – самый сложный. Ребёнок не станет изображать искусствоведа, пытаясь уловить творческие веянья режиссёра. У малыша только два критерия: интересно или нет. По восторженным лицам ребят было видно – интересно!
Педагогов же, кроме зрелищности, волновала ещё и воспитательная сторона культпохода.
– Мы ходим на детские спектакли театра драмы уже не первый год, – говорит классный руководитель начальных классов школы «Сымбат» Нуршат МАКУПОВА. – И мне очень нравится то, что это не просто развлекательное зрелище. После сказки «Все мыши любят сыр» дети могут многое открыть для себя. Научиться отличать плохое от хорошего. Такая сказка заставляет ребёнка думать, а это важно. И главное – детям нравится! Их сейчас трудно чем–то удивить, после компьютеров, 3D–кинотеатров и всяких шоу со спецэффектами.
Современных вундеркиндов и правда трудно удивить, а детей театральных работников пора-зить вообще невозможно. Почти с пелёнок обитая за кулисами и наблюдая за творческим процессом, в искусстве они начинают разбираться рано и могут дать фору любому, даже самому придирчивому театральному критику. Актёр Валихан КИНЖИБАЕВ знает об этом не понаслышке. У самого растёт дочь. На сцене девочка появлялась ещё до рождения. Мама тоже актриса, и беременность не стала для неё поводом отказаться от спектаклей. После сказки, когда папа разгримировывался, девочка крутилась рядом. На вопрос, понравилась ли ей сегодняшняя постановка, она на секунду задумалась и бойко ответила:
– Вот сегодня понравилась! – потом, подумав ещё немного, серьёзно добавила: – Когда папа настоящий фокус показал.
Владислав КОЖУХАРЬ,