Уверенная и сильная Венера АЛПЫСБАЕВА (Алматы, ГАТОБ им.Абая), страстная и горячая Эльвира МИТРОФАНОВА (Оренбург, госфилармония), нежная и вдумчивая Самал БАЙСЕИТОВА (Кызылорда, госфилармония), возвышенная и благородная Светлана АЙТПАЕВА (Актобе, госфилармония им.Г.Жубановой) – у каждой из певиц свой стиль, и если кому-то казалось, что сопрано будут звучать однообразно, то эти сомнения очень скоро развеялись. Романсы, арии из классических опер, русские песни и сочинения казахских композиторов – в каждом номере певицы блистали всеми оттенками высоких тембров. Но когда на авансцену вышла Салтанат Ахметова, солистка Astana-Opera, и одарила зрителей гирляндой хрустальных трелей и рулад из арии Семирамиды Россини, резонансом отозвались стены зала филармонии. Такого голоса актюбинцы в своём зале ещё не слышали.
Ответить на вопросы Салтанат согласилась только после концерта. До выхода на сцену лучше было помолчать: связки требуют бережного отношения.
Отгремели овации после исполненного на бис ансамблем сопрано знаменитого чардаша из «Принцессы цирка», рабочие принялись разбирать декорации, а звезда столичной оперы очень просто, без всякой рисовки, искренне рассказала о себе – о том, что любит, без кого скучает и чего ждёт от своей работы.
– В наш город оперные театры не приезжают, поэтому о вас мы узнали из телевизионного проекта «Большая опера» на российском телеканале «Культура». Какую роль сыграл этот проект в вашей карьере?
– В какой-то степени ключевую: произошёл отсчёт нового этапа, потому что телевидение, потому что тебя узнают люди, которые до этого вообще не подозревали о твоём существовании. Очень большой плюс таких конкурсов в том, что они популяризируют этот вид искусства. Опера всегда была привилегией избранного общества. И сейчас, в принципе, тоже – в оперный театр пойдут только те, кому это нравится, кто понимает оперу. Поэтому роль подобных телепроектов – привлекать людей.
– Подготовка к крупному проекту, к премьере – это всегда школа. Вам больше нравится процесс учения или когда всё уже готово и отработано?
– Для меня учёба никогда не была чем-то сложным. Даже в обычной школе у меня всё шло гладко. Я училась в лицее, но благодаря моей маме с детства занималась музыкой. Это была школа при музыкальном колледже в Кокшетау. Вообще эту школу открыли для студентов, чтобы они практику проходили, но со мной, помню, только преподаватель занималась. Не то, чтобы планировалось быть пианисткой, но мама свою неосуществлённую мечту, связанную с музыкой, реализовала таким образом, что мы с сестрёнкой ходили в музыкальную школу. Сестра стала хоровым дирижёром, а я поехала в Астану и поступила на вокал.
– А в какой момент захотелось стать певицей?
– Да я пела, в принципе, всегда. Сколько себя помню. Мы с мамой садились в автобус, я сидела у неё на коленях и пела обо всём, что вижу: вот мы едем в автобусе, вижу деревья, машины.
– Говорят, что певицы очень капризны – особый режим дня, питания, отдыха.
– Не скажу, что у меня есть особенные ограничения. Отдыхать только нам нужно обязательно, отсыпаться. Я знаю таких ребят, ну это больше к мужчинам относится, которые могут не спать, гулять, а на следующий день выйти и спеть в концерте. Но это низкие голоса могут себе позволить. А мне нужно хорошо выспаться, иначе сразу голос садится – несвежий, осипший. С высокими голосами такое бывает.
– Вы поёте очень разнообразный репертуар, но кажется, что ваши партии – виртуозные, колоратурные, героини опер Моцарта и Россини.
– Мне за счёт темперамента, наверное, хочется всё драматизировать. Но и весёлые, подвижные вещи тоже люблю. Хочется всё и сразу.
– В каких партиях вы сейчас заняты в Астане?
– Самый мой нелюбимый вопрос. Почему? Театр у нас молодой, репертуара пока обширного нет. То, что идёт, поставлено для драматического сопрано – «Тоска», «Аида», «Аттила». Я в «Богеме» пою Мюзетту, и вот в конце сентября была премьера оперы «Абай» – там я пела Ажар. Сейчас у меня больше концертной практики – вот только что из Белоруссии вернулась. Много ездим в России, это тоже после «Большой оперы», с Фабио. (Фабио МАСТРАНЖЕЛО – известный дирижёр, постановщик, занимался подготовкой участников конкурса «Большая опера», – М.В.)
– Наверное, с Фабио Мастранжело вам легко, потому что вы отлично говорите по-итальянски после четырёх лет стажировки в Accademia d’Arte Lirica?
– Мне кажется, с Фабио всем легко. Я поражаюсь его энергии. Он не знает, что такое покой. Он может ночью прилететь, с утра заниматься с оркестром, потом заниматься с нами. Сыграли концерт – он тут же в самолет, где-то в другом месте у него спектакль, человек-энерджайзер, в общем. Вот этому точно нужно учиться. Хотя это на грани человеческих возможностей, я думаю.
– А вне творчества вы такая же разносторонняя? Как насчёт путешествий, или хватает гастролей?
– Когда смотришь в интернете фотографии, редкие места, то хочется объездить весь мир. Говорят, Земля маленькая, но столько прекрасных мест на планете! И при этом понятно, что жизни мало, чтобы объездить всё, что хочешь. Плюс вопрос ещё в финансы упирается.
– Считается, что молодые артисты не могут себя обеспечить, зарплаты маленькие, сначала надо звездой стать – везде так?
– Это зависит от театра. Уровень очень разный. У нас оперных театров мало. И чем завиден новый Astana Opera – там очень хорошая материальная база, потому что это театр нашего президента. Раньше зарплата была, конечно, намного меньше. На Западе, если вы уже гастролирующий артист, и у вас контракты на определённые спектакли, вы прошли репетиционный процесс – выступили, получили гонорар и уехали. А бывает такое понятие, как «ансамбль» в Европе, то есть на один-два сезона набирается группа молодых певцов, обычно до 30 лет. Там у тебя уже контракт на год, или на два, и каждый месяц получаешь определённую зарплату. Это такая возможность для молодых себя показать и потом уже пойти в свободное плавание.
– То есть главная борьба – не с внешними обстоятельствами, не с людьми, а внутри себя?
– Да. Люди, в том числе и зрители, в основном, слава Богу, встречаются тёплые, которые хорошо меня принимают и подпитывают.
– А где ваш самый тёплый дом?
– Там, где мама и сестра, несколько месяцев их не видела. И ещё такой сладкий маленький племянник. Ему всего 10 месяцев. Надеюсь, что удастся к ним вырваться на несколько дней.
Беседовала Марина ВАСИЛЬЕВА
Фото Анастасия ЗЮЗИНА