Рейтинги: лишь бы во благо
Более 80% актюбинцев ежедневно смотрят телевизор. У газет и радио аудитория гораздо скромнее – от 10 до 15%. Таковы выводы очередного исследования, проведённого «TNS Gallup Media Asia». Эта компания уже почти 20 лет изучает медиа-предпочтения жителей Казахстана. Методика неизменна – личное интервью с представителями разных групп населения, от 15 лет, студентов и пенсионеров, безработных и бизнесменов, мужчин и женщин, жителей разных районов города.
Рейтинги СМИ составляются постоянно. На сайте компании можно найти даже еженедельные данные по отдельным программам. Мониторится всё, что можно посчитать – затраты на рекламу и её общий объём, панель просмотров по всем городам. Проводить такие исследования дорого, и тратятся на них, в основном, рекламные агентства и крупные телеканалы. Их увлечённость рейтингами, часто переходящая в зависимость, подвергается критике, но ничего иного пока не предложено. Так что результаты периодически кого-то очень радуют, а иных, соответственно, огорчают.
Летом 2016 года в Актобе опросили почти полторы сотни жителей. 81,6% ответили, что смотрели телевизор вчера, это в проекции к населению составило около 250 тысяч целевой аудитории. В первую тройку названных каналов вошли КТК, РИКА ТВ и «Первый канал Евразия». У них соответственно 36,6, 31,5 и 24,2% зрителей. Сравнивая формат этих каналов, даже не специалист угадывает, среди каких групп населения они популярны. И если вы сентиментальная дама средних лет, не читающая книг, то вряд ли вы смотрите политические ток-шоу, зато не пропускаете сериалов. А если молодой мужчина с высшим образованием, то вас удержат у экрана не семейные разборки, скорее – выпуск новостей.
В первую десятку среди актюбинцев не вошли «Хабар», «Астана», 31 канал и популярные в кабельных сетях НТВ-Мир, и РТР-Планета. То, что РИКА ТВ заняла высокое второе место, подтверждает, что стремление канала дать как можно больше информации о местной жизни находит отклик у актюбинцев. Это и новости, и утренние двухчасовые прямые эфиры «Арайлы тан» и «Твоё утро», и интервью с гостями разных программ, которых бывает от 5 до 10 человек в день. И, конечно, крупные проекты, которых в юбилейный год было несколько – «Ваша свадьба», «Большая перемена», «11+» и т.д.
Радио: в машине чаще, чем дома
Лет 20 назад страна переживала всплеск любви к радио. В 90-е станции открывались одна за другой, соревнуясь в организации конкурсов, концертов и приглашении звёзд. В спонсорах дефицита не было, и актюбинцы, благодаря радиостанциям, услышали вживую и Земфиру, и «Зверей», и Би-2, и ещё много кого. Голоса ведущих узнавали, а те, кто начал звонить в разные шоу в те годы, до сих пор не расстаются с этой привычкой.
Потом центровые радио, по большей части исходящие из России, забили эфир так, что музыки стало в избытке, на любой вкус и цвет. А разобраться, у кого какой формат, сейчас не под силу даже специалистам. Но радио от этого аудиторию не потеряло. К удивлению многих, даже прибавило. Узнавать новости по радио многим удаётся первыми, особенно если слушаешь за рулём, да ещё проводишь за ним большую часть суток. То, что современная попса «эпохи поющих трусов» нашего слушателя не радует, становится понятно по первым позициям рейтинга радиостанций. Первыми стоят «Радио Ретро» и «Русское радио Азия». Между ними и «Авторадио» в 2016 году вклинилось «Актобе радио». И это не случайно: уже два года радио придерживается формата проверенных хитов поп и рок-музыки. Информационная часть – это новости на 50-й минуте практически каждого часа, викторины, «Утренний экспресс» и пр.
Общая аудитория радио в Актобе составляет, по подсчётам исследователей, 305,91 тысячи человек. Лидеры набирают из всей аудитории от 10,7% («Актобе радио») до 16,09% («Радио Ретро»).
Газеты: покупаем по привычке
Тиражи газет уже давно печалят издателей. В отличие от электронных СМИ, аудитория печатных продолжает падать, уступая место интернету. Прочитать новость можно практически в то же время, пока происходит событие. Самая продвинутая аудитория знает, на каких сайтах информация появляется раньше всего. И эта же публика по большей части стала считать, что печатные СМИ безнадёжно отстали. Сколько бы ни старались журналисты доказать, что газета надёжнее, провереннее и подробнее даст информацию, ждать выхода её в свет будут только самые верные читатели. А это – старшее поколение, привыкшее верить бумаге. Каждую статью можно читать медленно, рассматривая иллюстрации и возвращаясь к тексту. А потом обсудить материал с соседкой, или с семьёй. Это тоже привычка.
О том, что аудитория двух самых крупных частных актюбинских газет сравнялась, говорят цифры медиа-исследования. «Эврика» набрала 15,94% от генеральной совокупности, «Диапазон» – 15,8%. Ниже с большим отрывом (из нерекламных газет) следуют «Караван» (8,09%), «Казахстанская правда» (5,93%), «Аргументы и факты» (4,53%).
Тех, кто ушёл в интернет, уже вряд ли вернуть. Но для верных читателей газеты стараются. И бьются за них, снижая и удерживая цены, находя новые точки распространения. «Эврика» в прошлом году предлагала несколько акций. В числе последних – снижение цен на подписку, и в «Казпочте», и в альтернативном варианте. В этом году можно подписаться в любом пункте приёма объявлений (ближайшем к вашему дому), и забирать там еженедельно газету, она обойдётся по 75 тенге за номер.
Измерение читательской аудитории – один из первых проектов «TNS Central Asia», стартовавший в 1996 году, говорится на сайте компании. В рамках исследования измеряется читательская аудитория около 400 республиканских и региональных изданий. Не всегда итоги успокаивают и вдохновляют, но в уходящем году они превысили ожидания. От медиа-группы РИКА актюбинцам за их выбор – огромная искренняя благодарность!