Ципова и сейчас славится своей неприступностью.
РОДСТВЕННИК ДРАКУЛЫ И ГОЛОВА ОРФЕЯ
Итак, что же такое это загадочное Ципова? Скальный монастырь представляет собой маленькие, вырубленные в скале пещеры–кельи. Всё сооружение нависает над Днестром, и пробраться туда можно по узкой, крутой тропинке. Келий всего пятнадцать, но тайн у этого места – тысячи. Первая, самая актуальная и при этом скучная: как туда добраться? Общественный транспорт в ближайшее село ходит редко, да и от села нужно ещё порядочно прогуляться. Есть робкая надежда на экскурсионный автобус, но в моём случае счастливая поездка отложилась на целую неделю. Организаторов испугал дождик. Но и когда вылазка наконец состоялась, гид, предупредив туристов, что фирма не понесёт ответственности за содранные колени с испачканными штанами, указал путь к достопримечательностям и стал меланхолично поедать шиповник с куста, созерцая бурные воды Днестра. К счастью, народ попался закалённый таким сервисом и заранее подкованный.
Легенды и предания, как им и положено, передавались из уст в уста. Самая, на мой взгляд, масштабная касалась древнегреческого певца Орфея. Как известно, не выдержав тоски по умершей любимой, он решил отправиться за ней в преисподнюю. Так вот, вход в древнегреческий ад находился в Ципова. В русле Мёртвого водопада. В преисподней с Эвридикой у него чего–то не сложилось, так что, выбравшись, Орфей полностью разочаровался в женской любви, но заинтересовался любовью однополой. Чему и стал учить местное племя гето–даков. Тогда ещё племена, населяющие Молдову, не собирались в ЕС, и им был чужд европейский либерализм. Поэтому Орфею ампутировали голову и выбросили эту непутёвую часть тела в Днестр. Но голову вынесло течением к острову Лесбос. А там понеслось…
Второе предание исторически задокументировано. Господарь Штефан чел Маре (внучатый племянник графа Дракулы), имея в своём распоряжении десятки церквей с самым роскошным убранством, предпочёл венчаться в Ципова. В крохотной пещерке с закопчённым потолком и потемневшими иконами. Супруге Штефана такая экзотика не понравилась, и она скоропостижно скончалась, едва ли не сразу же после медового месяца. Перед смертью неудачливая супруга требовала похоронить её именно тут, в этом неприветливом месте. Говорят, призрак невесты в белом платье бродит по окрестностям до сих пор.
ОБОРОТНИ ПРОТИВ НКВД
Впрочем, желание родственника Дракулы венчаться именно здесь поддаётся логическому объяснению. С официальной церковью он был не в ладах, и никто из священников не осмелился бы идти против синода. Никто, кроме циповских монахов. Тут эта история приобретает совсем мистический оттенок. Монахи эти были православными христианами, но жили, не подчиняясь никакой власти. Ни светской, ни духовной. Монастырская жизнь проходила в экстремальных условиях. Спартанцы на их фоне были просто неженками. Зима в каменной норе, скудная еда и бесконечные молитвы, больше похожие на медитации.
Но при этом монахи были отнюдь не пацифистами. Благодаря тайным боевым искусствам и невесть откуда взявшейся при таком питании физической силе, два–три монаха могли шутя справиться с сотней вооружённых человек. И золото монахи любили совсем не по–христиански. Некоторые кельи были забиты драгоценностями доверху. И это ещё не всё. Загадочные схимники могли превращаться в волков. И не в полнолуние, как киношные оборотни, а когда пожелается. При этом они оставались глубоко верующими и очень набожными людьми. Ни одному голливудскому сценаристу такой сюжет бы не стукнул в голову! Некоторые историки утверждают, что у легенды об оборотнях есть реальная подоплёка. Известно, что эти монахи носили волчьи шкуры вместо обычной одёжки. Значит, в случае необходимости могли легко замаскироваться под лютого зверя, да ещё лихо пробежать пару верст на четвереньках, приводя в ужас суеверного противника.
Но как ни грозны были монахи, с НКВД они тягаться не стали. В 1939 году, за год до присоединения Бессарабии к СССР, они уничтожили все свои рукописи, поклялись страшной клятвой даже под пытками не выдавать коммунякам своего мастерства и не брать учеников. И исчезли неизвестно куда. А вообще загадочный монашеский орден просуществовал как минимум 800 лет. Первые кельи появились в Х веке, а упоминания о монахах–оборотнях в летописях датируются началом ХII–го.
В наши дни одна из келий приспособлена под храм. Вместо легендарных иноков там обитает сторож Василий, который за 10 лей (130 тенге) охотно заменит лакомящегося шиповником экскурсовода, и угрюмый священник. Первого с монахами объединяет разве что аскетичность, живёт он чуть комфортнее, потому что у него есть кровать и печь–буржуйка, а второго – страсть к золотому тельцу. Увидев группу туристов, он просиял и стал буквально требовать, чтобы все присутствующие незамедлительно заказали у него заупокойную и заздравную службу. Иначе за грехи свои тяжкие незаказавшие отправятся в преисподнюю вслед за Орфеем.
ПЕНИЕ ТИБЕТСКИХ ЧАШ
Тайны Ципова притягивают не только любителей истории. Сюда съезжаются и ценители дикой природы, потому что пейзажи тут просто потрясающие. Скалы, ущелья, родники и водопады посреди дремучего леса. Сюда приезжают в поисках чуда, ведь по одной из легенд тут есть пещера, исполняющая желания. Достаточно просто описать свою мечту на клочке бумаги и спрятать записку внутри. И желание сбудется в ближайшие дни. Полюбили Ципова и эзотерики всех мастей. Они расхаживают по лесу в белых одеждах, с каменными лицами и стеклянным взглядом, надеясь обрести просветление. Не знаю, открываются ли у них чакры или нет, но после историй о призраке супруги Штефана встреча на опушке с такими «просветлёнными» категорически не рекомендуется лицам со слабой нервной системой и беременным женщинам.
Хотя медитативный звук поющих тибетских чаш, который обожают эти странные люди, и сооружения из камней, украшенные цветами и играющие роль языческих алтарей, придают местности особый колорит. Где–то за гранью реальности.