Праздник плуга
26 мая татаро-башкирский культурный центр «Шатлык» широко отметил сабантуй. | ||||||||||||||
Главное – не расплескать! | Баран – в подарок самому сильному. Батыр отказался от награды в пользу аксакалов. | |||||||||||||
ПРАЗДНИК ДРЕВНИЙ И НОВЫЙ
– Хотя сабантуй – мусульманский праздник, но за свою многовековую историю он приобрёл столько поклонников, что поистине может называться народным. Это любимейший праздник татарского народа. Сабантуй – праздник древний и новый, праздник труда, в котором сливаются воедино красивые обычаи народа, его песни, пляски, обряды. Сабантуй – сельский праздник, и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ. Сабантуй («сабан туе») в переводе означает «праздник плуга», – рассказал нам председатель татаро-башкирского культурного центра «Шатлык» Равиль КУРБАНГАЛИЕВ.
– Праздник не имеет точной календарной даты, всё зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Обычно во время праздника, который длится 3 – 5 дней, проводятся сельские ярмарки, свадьбы, молодёжные гулянья. Среди обрядов сабантуя – коллективное угощение кашей, сбор детьми крашеных яиц. Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. В XIX веке сабантуй был уже просто весёлым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоёмких сельскохозяйственных работ.
ТРАДИЦИЙ
Подготовка к сабантую начинается задолго до самого праздника. В былые времена девушки собирались вечерами на посиделки и рукодельничали: вязали, вышивали, шили. В старину, как только сходил снег, аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы, а в восточных и юго-восточных районах Татарстана – карга боткасы – «грачиная каша» или «воронья каша». На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками – тула оек), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста – бавырсаки, готовили конфеты. В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.
В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8—10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.
ЛУЧШИЙ БАТЫР ПОЛУЧИЛ БАРАНА
Все, кто пришёл 26 мая в парк имени Пушкина, получили заряд хорошего настроения и не остались без подарков. На сцене чередовались русские и татарские танцы. Задорные рязанские частушки, и лиричные татарские песни создавали весёлую атмосферу. Под татарские народные мелодии в пляс пускались и стар, и мал. А конкурсы и состязания не оставили равнодушными никого. Немало желающих нашлось принять участие в забегах в мешках, или с ложками во рту, на которых несут яйца, или разбитию горшка вслепую. Детей привлек конкурс «достань монету». Таз наполняют кислым молоком, а на дно бросают монету, и её надо достать губами. Силачи соревновались в подъёме гири. В соревновании с коромыслами, где надо было донести воду в ведрах, не расплескав её, приняли участие и взрослые, и дети.
Но самым главным было состязание в ловкости и силе в национальной борьбе керэш. Борцы обхватывают спины друг друга поясами и пытаются повалить соперника на ковёр. Борцам требуется немало силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам. Соперник должен повисеть на кушаке (полотенце) противника в воздухе, а потом оказаться на лопатках. Зрители, конечно, болели каждый за своего участника, давали советы, подзадоривали, делали замечания. Лучшим батыром среди взрослых стал Султан ЖУМАГАЛИЕВ. Щедрый батыр свой приз (барана), подарил центру.
– Своей радостью я хочу поделиться со всеми, путь этот баран будет саадака. У меня тоже есть татарские корни, – признался борец, в прошлом боксёр. – Моя бабушка была татаркой.
Ну и какой же праздник без угощений! Гости налегали на парамачи (беляши) и уяше (пончики). Отличный десерт – ляваш (треугольнички из теста с изюмом и курагой).
9 июня центр «Шатлык» планирует провести сабантуй в поселке Ильинка. Там, по словам руководителя центра, размах праздника будет больше.
Дмитрий МАТВЕЕВ,
«Наше объединение, официально зарегистрировано в 1999 году. Мы задались целью вести неустанную работу по сохранению этнической ценности, культуры, родного языка, развития традиций и обычаев своего народа. Одним из главных направлений деятельности нашего объединения является объединение 2 национальностей – татар и башкир, так как исторические их корни настолько переплелись, что разделить их просто невозможно. Кстати, самые современные исследования показывают, что татары и башкиры имеют много общего не только в языке, культуре, обычаях, но и чуть ли не идентичны на генном уровне. Удивительное слияние традиций и современности подтверждается самой жизнью.
На древней казахской земле мы живем большой дружной семьей, собираемся вместе на праздники, свадьбы и сабантуи. Вот и в мусульманский праздник Курбан айт мы стараемся следовать традициям и обычаям наших предков, которые объединяют представителей самых разных национальностей.
Активистами объединения ежегодно проводится чествование ветеранов войны и труда, оказывается посильная помощь малообеспеченным семьям. Кроме того, благодаря центру «Шатлык» сотни актюбинских мальчишек и девчонок получили возможность побывать на своей исторической родине, а многие выпускники школ – продолжить образование в высших учебных заведениях Татарстана и Башкортостана. При объединении под шаныраком областного Дома Дружбы сегодня успешно действует воскресная школа, в которой помимо родного языка мы изучаем государственный язык»,
Равиль КУРБАНГАЛИЕВ,
председатель татаро-башкирского центра «Шатлык»
| ||||||||||||||
Попробуй, догони!
|