21 марта считается международным днём кукольника. Его начали праздновать всего лишь 13 лет назад. Основателем этой даты считают Дживада Золфагарихо, известного деятеля кукольного театра, который однажды вынес данное предложение на обсуждение на одном из конгрессов в Магдебурге. Его поддержали и решили, что за шесть дней до празднования всемирного дня театра кукольники смогут отметить и свой профессиональный праздник.
ВОЛШЕБСТВО РЯДОМ
Так уж вышло, что сами кукольники в дни Наурыза не смогут позволить себе отдохнуть: ежедневные представления (порой спектакли играются по восемь раз в день), после которых единственное желание – поскорее попасть домой и восстановить силы. Играют с утра до вечера, по нескольку ролей, до хрипоты в голосе и ломоты во всём теле. Впрочем, актёры знали, на что шли.
Один из первых в Казахстане актюбинский театр кукол «Алакай» в прошлом году отметил свой тридцатый год рождения. Было многое: месяцами актёрам не платили зарплату, практически не было кукол и реквизитов, но театр не закрылся, а по–настоящему стал гордостью всей страны. Билет в этот удивительный сказочный мир всегда стоил недорого, да и сейчас за 300 тенге можно прикоснуться к волшебству.
Чудеса создаёт всего лишь одна труппа (14 актёров), которая играет на двух языках. Один из мэтров–кукольников – Ербол ЕРМАГАНБЕТОВ. Впрочем, широкой публике его имя мало известно, хотя играет актёр уже десять лет. Больше маленькие зрители знают Ербола по ролям Алдара Косе, Волка и других сказочных персонажей:
– Это не кино, не драмтеатр. Здесь нас видят в образе и редко запоминают имена. Для нас это не так уж и важно. Главное – чтобы зрители остались довольны. Порой актёр и кукла сливаются в единое целое и создают неповторимый образ. Сама кукла начинает диктовать определённые движения, пластику – всё это сливается в одно и получается определённый персонаж.
ОСОБЕННОСТИ КУКЛОВОДА
В отечественных кукольных театрах проблема не только с драматургами, режиссёрами, но ещё и с актёрами. Раз в пять лет кукловодов выпускают в алматинском университете имени Жургенова. В Актобе местные актёры и сами готовы обучать всех желающих, но люди не совсем понимают тонкостей профессии.
Действительно, управлять куклами – задача не из лёгких, хотя на первый взгляд кажется совсем иначе. Как подчёркивают актёры, дёргать за ниточки нужно уметь правильно. – Абсолютно все считают, что это лёгкая профессия, но когда поймёшь всю специфику, то диву даёшься, насколько она трудна. Если актёр в драматическом театре может передать эмоции и мимику сам, то здесь это нужно сделать с помощью кукол, – говорит Ербол.
Актёр–кукольник должен обладать художественными способностями, иметь богатое воображение, нужно научиться подмечать характерные или необычные черты в окружающих. А ещё обязательные условия – это склонность к работе руками, настойчивость и чувство юмора. Именно такими качествами и обладает Акбобек ЖАНАДИЛОВА:
– Часто бывает так, что в кукольный театр приходят драматические актёры, но, к сожалению, работать кукольниками они не могут. У нас спектакли, где есть куклы, а есть и живой план, и этим мы отличаемся: мы можем и то, и другое делать. Мы должны делать всё, мы универсалы. Вообще актёр–кукольник очень пластичный, а также он должен обладать хорошим вокалом.
Один из основополагающих моментов, который должен освоить актёр этого жанра – кукловождение. Считается, что этому научиться невозможно, так как в каждом спектакле она новая, с ней необходимо по–новому работать.
– Нужно научиться чувствовать куклу, как часть своего организма, тела, души. Кукольники – это особый мир. Это какая–то отдельная каста, семья, это прародители всех театральных жанров. Бывает невыносимо, когда таскаешь на себе десятки кг ростовой куклы – болят руки, спина, но когда видишь счастливые глаза детишек, то забываешь об этой усталости. Хочется играть ещё и ещё, – с гордостью за свою профессию рассказывает Акбобек.
РОДНАЯ СТИХИЯ
В куклы Акбобек влюбилась с детства. Увлечение переросло в настойчивое желание передавать эмоции посредством марионеток. Окончив актюбинское культпросветучилище, девушка успела поработать в школе, а потом поступила в бишкекский вуз.
– Попала в «Алакай» случайно, посмотрела на игру актёров и сразу же влюбилась. И до сих пор не жалею о своём выборе. На роли тратится много интеллектуальных, духовных и физических сил, но это стоит того. Именно отсюда и начинается культурное воспитание детей. Здесь маленькие зрители привыкают правильно смотреть спектакли. У нас самый лучший зритель в мире. Он растёт вместе с нами. Дети смотрят один и тот же спектакль в разном возрасте. Для юных зрителей наши спектакли всегда новые. В этом и заключается специфика театра кукол.
Ведущих актёров в театре кукол нет: абсолютно все могут играть как главные, так и второстепенные роли. В большом спектакле «Кто заплетает гривы лошадям?» у Акбобек Жанадиловой три роли. Мастер перевоплощений гордится своей Змеёй. С этой ролью она покоряла зрителей Сербии, Болгарии, Турции и России.
Для того, чтобы полностью вжиться в образ, Ербол Ермаганбетов полностью переписывает весь сценарий. Именно это и помогает актёру лучше понять куклу, разобрать её образ.
– Я всегда ставлю перед собой трудные задачи. Чем выше планка, тем легче достигать цели. Думаю, что самые главные роли у каждого из нас ещё впереди, – говорит Ербол.
В КАЧЕСТВЕ ЛИКБЕЗА
В современных кукольных театрах употребляются три основные системы кукол. Есть куклы, которые приводятся в движение нитками. Актёр–кукловод стоит на возвышении сзади сцены и держит в руках вагу – специальное устройство. Оно состоит из двух или трёх перекрещивающихся палочек, к которым прикреплены нитки. Нижние концы ниток соединены с головой и спиной куклы, привязаны к её плечам, рукам, коленкам и ступням ног. Обычно у куклы бывает 10, 20, а иногда даже до 40 ниток.
Другая система кукол — это куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Обычно голова куклы надевается на указательный палец, одна ручка – на средний, а другая – на большой. Таких кукол многие называют перчаточными.
Третья система – это куклы на тростях. Ими, так же, как и куклами на пальцах, актёр–кукловод играет из–за ширмы. Кукол на тростях иногда надевают прямо на руку, но чаще всего их держат за центральную палку, которая проходит через всю куклу. К этой палке прикреплены голова и плечи куклы, а к плечам – руки. Актёр управляет руками куклы с помощью тоненьких палочек–тростей, прикреплённых обычно к локтям или кистям кукольных рук. Палочки скрыты от зрителей в рукавах или в одежде куклы.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото автора и из архива театра кукол «Алакай»