«Л ебединое озеро» и «Жизель» – произведения в балете самые известные. Поставленные тысячи раз, отточенные до малейшего жеста. Руководитель театра Хасан Усманов (на фото слева) подчёркивает, что хореографию Мариуса Петипа они сохраняют бережно. Декорации, костюмы – всё в духе старого театра, по которому зритель уже соскучился. Поддерживают ли своего худрука юные солисты, недавно пополнившие труппу? Чтобы ответить на этот вопрос, Хасан Усманов предложил поговорить с двумя молодыми артистами.
Георгий МИГУНОВ – человек не гордый, хотя и корифей
Гошу (на фото справа), так называют коллеги Мигунова, зрители замечают сразу и немедленно влюбляются. Всё первое отделение в «Лебедином озере» он блистал в роли Шута. Яркий характер, лёгкие, почти акробатические прыжки. Он и в разговоре такой же весёлый и стремительный.
– Я не центральный герой, я корифей – так называют исполнителей главных ролей второго плана. Самые любимые роли? Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Юродивый в «Юноне и Авось».
– Меркуцио – это ведь такая сложная роль, смех и трагедия сразу.
– Характерные роли, как говорят, мне лучше удаются. Я не могу судить, я же их исполняю, не вижу себя со стороны. На сцене появляешься на короткое время и уходишь неожиданно, при этом нельзя забирать на себя много внимания.
– Расскажите о том, как вы пришли в театр. О вас пока мало что известно.
– Обо мне мало написано, но я человек не гордый. Родился в 1990 году в Саратове, там же закончил хореографическое училище, в 2008 году, работал в театре оперы и балета, а потом уехал в Москву. Попасть в какой–либо театр сегодня можно по–разному: конкурс, интернет, соцсети, реклама есть о самих коллективах, всегда можно договориться о встрече, показать, на что ты способен.
– За что вас хвалят, за что ругают?
– Хвалят – это редко, в нашей профессии люди недовольны, даже если хорошо получается. На меня можно рассчитывать. Пока не ломаюсь, то есть мало травм. И пытаюсь соответствовать тому, что просят. В балете всё нужно делать с помощью своего тела, а тело тоже нужно готовить. Сегодня оно мягкое, завтра жёсткое, потому что, например, был переезд.
– Жизнь артиста – разъезды, гастроли. А как же семья, дети?
– С женой работаем вместе, но сейчас она на сессии, учится. Дети – только тогда, когда встанем на ноги. Сейчас жизнь связана с работой.
– У вас в коллективе 30 человек. Сложно налаживать отношения?
– Пока ездим, мы практически 24 часа вместе. Поэтому все обиды, все распри стараемся сгладить. Уже знаешь, какое слово сказать, чтобы человек не обиделся, а где просто промолчать. Тишина вообще хорошая вещь. Сближает людей.
Мария КРАВЧЕНКО: всегда хотела стоять на пуантах
Маша (на фото слева) родом из Москвы. До 6 лет занималась художественной гимнастикой. В семье танцоров не было: бабушка – старшая медсестра, дедушка – лётчик–истребитель. Но мама очень поддерживала дочь, и когда узнала, что больше всего ребёнок хочет стоять на пуантах, сказала: тогда надо идти в балет.
– Помните свой первый выход на большую сцену?
– Самая первая роль – в «Щелкунчике»: Па–де–труа и Вальс. Это было в 4 классе балета. У меня не всё пока получается, но сцена – это сама жизнь, без этого невозможно. Выходишь на сцену – и столько эмоций, всё переполняет!
– Ваши роли – лирические. Вы и в жизни, похоже, нежная и романтичная. Но ведь если не пробиваться, можно до пенсии простоять крайним лебедем в кордебалете.
– Да, есть сложности. Все солисты держатся за место и молодым не уступают. Но главное - не покладая рук, вставать и продолжать работать. Если падаешь духом, очень тяжело подниматься. У меня был период, когда я бросила балет. Устала, надоело всё. Ушла в обычную школу. Но спустя полгода поняла, что не могу без этого жить. Позвонила директору, подготовилась, показала у станка, что восстановила форму. Сколько можно не танцевать? Максимально год. Потом очень тяжело восстанавливаться.
Хасан УСМАНОВ: будет вам и «лёд–балет»!
– На сайте Классического Русского балета есть удивительное видео. Сцена, на которой параллельно с артистами театра одновременно выступает балет на льду. Называется этот синтез «лёд–балет». Кто придумал новый жанр и когда мы сможем его увидеть?
– Я всегда думал, почему не сделать что–то новое, не соединить три жанра: спорт, цирк и балет, – говорит заслуженный артист России Хасан Усманов.– Мы с моими друзьями эт-о сделали. Первый раз показали в Китае, потом в Испании. Уже готовы три спектакля: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Золушка». Проект грандиозный, но можно в принципе осуществить в любом зале, да хоть в вашем театре. Но в России мы пока ещё не показывали этого. Рано. Пока порадуем вас балетом.
Марина ВАСИЛЬЕВА,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО