Писать стихи — это нормально
6 ноября 2013 года. №45 | ||||||
Что бы там ни было – жизнь продолжается. В солнечной кружке звезда отражается. Доброго вечера всем... (С.Каплан – А.Софронов «Жизнь продолжается») | ||||||
Концерт Александра СОФРОНОВА в Актобе для многих стал встречей с давним другом. Для других – откровением, задевшим глубокие струны в душе. Открытости, нежности и теплоты хватило на всех. С друзьями из бард–клуба «Рюкзак» довелось ещё и по городу прогуляться, и попеть в своём кругу. Для читателей «Эврики» время тоже, к счастью, нашлось. Московский автор–исполнитель, известный во многих странах, один из организаторов «Грушинского фестиваля», рассказал о себе, о соратниках и, конечно, о песнях.
ПОЭЗИЯ ТРЕБУЕТ МЫСЛИ
– Насколько плотный у вас гастрольный график?
– Вместе с вашим было пять концертов за 5 дней. Впереди – Магнитогорск, потом Сибирь.
– Приходится выступать перед самой разной аудиторией. Насколько изменились вкусы зрителей за 20 лет ваших поездок?
– Петь сложнее не стало, а вот притягивать публику, конечно, сложнее. Сегодня век интернета, DVD, домашних кинотеатров – столько соблазнов сразу. Зачем куда–то ходить? Поставил диск, слушаешь «Pink Floyd» – вот тебе и качество звука, и большой экран, и можно не переживать, что не был на концерте. Тем не менее, есть прослойка, которая предпочитает живые выступления. Аудитория к нам приходит разная. Молодёжи, конечно, мало, но ведь жанр такой. Поэзия, литература требуют осмысления, жизненного опыта. Но молодёжь тоже нужна.
– Сегодня, надо заметить, на страничках молодых людей в социальных сетях обязательно есть поэзия – ссылки, любимые строчки, свои опыты.
– Это нормально, это же самовыражение, эмоции, они должны писать стихи, все мы через это проходили в 15–16 лет. Это же здорово!
– Что за этот год в вашем творчестве было самым ярким событием?
– Наверное, выпуск нового альбома. Это было в конце 2012 года, а до этого целый год шла работа. «Рядом с моим счастьем» – это посвящение моему другу, ушедшему три года назад – Сергею Каплану. Там и наши с ним песни, и новые, написанные в соавторстве с моим нынешним автором Феликсом Дымовым. Я очень тонко выбираю, с кем писать песни.
СЫН ДЕЛЕОРА
«Он родился в лучезарном апреле, как сам писал, «через год после Сталина, через два дня после Ленина». «Апрель» – очень частое слово в его стихах. «Все сбудется, когда придёт апрель…», «Не сбиться, не сломаться, не свихнуться, дойти живым до самого апреля…»
(http://deleor.bards.name).
Сергея КАПЛАНА боготворили поклонники: самые горячие строки можно найти на его сайте, продолжающем жить после смерти поэта. Каплан был личностью яркой и запоминающейся. На Грушинском фестивале он создал свое сообщество «Кольский бугорок», где собирались барды с Севера. Как и Александр Софронов, он родился в Карелии, но был человеком мира, равно близким в Америке, Израиле, России. Делеор – имя его отца, революционера и коммуниста первой волны. Расшифровывается имя как «Десять лет Октябрьской революции».
В память об ушедшем друге Софронов создал благотворительный фонд. В январе состоится его очередной фестиваль, сбор от которого пойдёт на мемориал поэта. А символом фестиваля и его названием уже наверняка останется «Кружка» – песня и реальная кружка с шестью ручками, для дружеского круга.
– Сколько лет длилось ваше сотрудничество с Капланом, когда и с чего оно начиналось?
– И дружба, и сотворчество длилось более 20 лет. Я его когда–то ещё в начале 80–х пригласил на фестиваль, так и познакомились, вместе ездили на Грушинский, он был на 13 лет старше. В этом году мы отмечали 25–летие «Кольского бугорка», люди собираются, как и прежде.
– Как вы относитесь к разделению Грушинского фестиваля? Можно ли его вновь объединить?
– Там всё очень сложно. Он по–прежнему в состоянии раскола, и самое печальное, что люди в раздоре. Уже и депутат Хинштейн, и губернатор Самарской области – все за то, чтобы объединились две эти образовавшиеся площадки. Но уже второй раз как будто два параллельных фестиваля проходит. К нам – на Мастрюковские озёра – приезжает тысяч пятьдесят, и это более цельная аудитория, мультиформатная. Звёзды разных направлений выступают, скажем Лёша Архиповский, лучший балалаечник в мире, или Энвер Исмаилов с джазовыми музыкантами, мы играем и блюз, и джаз, и фолк. У них – на Фёдоровских лугах – своя аудитория, раза в три поменьше, но тоже и Городницкий выступает, и другие известные авторы. Нам–то что делить, мы музыканты, а страдают люди. По этому поводу собирали мы круглый стол, обсуждали худсоветом, приняли Обращение к организаторам Грушинского фестиваля, призываем объединиться, но не знаю, получится ли. Обратно склеить сложно.
Автор Софронов – это далеко не всё. Он прекрасный гитарист, владеющий ещё несколькими инструментами, аранжировщик, руководитель ансамбля, исполняющего музыку в разных стилях. Вместе с Александром пела в квинтете его жена – Юлия Матвеенко. У неё, правда, помимо дела мужа, есть еще и собственный проект. Сейчас Юля вместе с Георгием Васильевым (тем самым, кто был одним из авторов мюзикла «Норд Ост») работает в научно–познавательном мультсериале «Фиксики».
– Ваш проект Sofronoff в каком сейчас состоянии?
– Два года назад мы много поездили, а сейчас хотим сменить состав, набрать новых музыкантов, надо новые песни писать. Как–то в наше время не очень пишется, раньше было и по 20, и по 30 песен в год, теперь только 5–6.
– А как вас принимают за рубежом?
– В Америке русская аудитория очень активная, они детей учат языку, проводят русские слёты, на Брайтоне вообще обходятся без английского. В Нью–Йорке миллион русскоязычных жителей, так что есть кому слушать. В Израиле поменьше. Там дети эмигрантов уже языка не понимают. В Казахстане я второй раз, и актюбинская аудитория оставила у меня самые обнадеживающие впечатления.
Как прелестно, что мне суждено угадать
Повороты побед и потерь!
Погляди мне в глаза и скажи: «Ерунда!»
Не дослушай, а просто поверь.
(С.Каплан–А.Софронов «Странная дорожная»)
Марина ВАСИЛЬЕВА,
|