О Сергее КАЛМЫКОВЕ – удивительном художнике и ещё более странной личности – знают очень многие алматинцы, а вот есть ли в Актобе старожилы, которые могут добавить хоть слово в его биографию, ещё неизвестно.
Несколько дней в Актюбинском историко–краеведческом музее шёл поиск хоть каких–то следов пребывания в нашем городе художника Сергея Калмыкова. Вела поиск искусствовед, член Союза художников Мария ЖУМАГУЛОВА.
– Я сама родом из Актюбинска, – рассказала Мария Тулегеновна, – и меня заинтриговала информация, что биография выдающегося художника современности связана с этим городом. В 30–е годы Калмыков работал здесь в русском драматическом театре. Кстати, какое–то время в Актюбинске провёл и другой великий художник ХХ века – Всеволод Теляковский, юбилей которого в феврале этого года широко отмечали в Алмате. Волею судьбы оба оказались в Казахстане. О Теляковском мы знаем, что его отец был в своё время директором Мариинского театра в Санкт–Петербурге. А вот о происхождении Калмыкова ничего не известно. Но обоих жизнь привела в Алма–Ату, где Теляковский стал главным художником ТЮЗа, а Калмыков – главным художником театра оперы и балета им. Абая.
Исследователя из Алматы очень удивил тот факт, что актюбинский драмтеатр собирается отмечать своё 50–летие.
– На самом деле театр существовал намного раньше. Всё дело в том, что 50 лет назад появился приказ Минкульта о создании театра в том здании, где он сейчас находится. Прежде, видимо, драмтеатр постоянного здания не имел. Но он был. К сожалению, нет архивов и материалов, что–то сгорело, что–то утратили. А в 90–е, как и везде, никому ничего не надо было… Актёры русской драмы признались мне, что многое тогда просто выбрасывалось – афиши, фотографии, документы.
Но один поразительный документ в хранилище актюбинского музея Марии Жумагуловой найти всё–таки удалось. На старинной фотографии, кем–то бережно закреплённой на картоне, значится: «Коллектив русского драматического театра. 1936 год».
– Не исключено, что среди людей на снимке есть и Калмыков. Он как раз в те годы работал здесь. Но придётся устанавливать это в Алматы, где мы будем проводить дальнейшие изыскания.
Судьба и личность Сергея Калмыкова характерны для эпохи соцреализма, не признающго иных творческих устремлений. По словам искусствоведа, Калмыков при жизни был изгоем. В Алма–Ате 50–60 годов его знали очень многие, считали эдаким городским сумасшедшим: он мог пройтись по улице в шляпе с колокольчиками, в широченных штанах из холста, расписанных собственноручно. Одна штанина – красная, другая – синяя. Об экстравагантном художнике упоминал в своих трудах Юрий Домбровский. А вот собрать коллекцию его последних картин удосужился только главный врач психбольницы, в которой художник провёл последние дни. Он же сохранил дневник со знаменитой фразой Калмыкова: «Я первый художник Вселенной».
Пророчество стало сбываться в начале века XXI–го. Работы Калмыкова растеклись по частным коллекциям и всплыли на всемирных аукционах «Sotheby’s» и «Christie’s». Там они уже продаются за миллионы.
– Судьба почти как у Ван Гога, – добавляет Мария Жумагулова.– Нищета и голод. Как театральный художник он получал 63 рубля. Питался только кефиром и хлебом. Вместо мебели в квартире были стопки газет: на них ел, на них спал. К концу жизни, попав в психбольницу, впервые попробовал горячую пищу и удивился, насколько она вкусна. А после смерти стал знаменит. Хотя манеру скопировать сложно, но появились подделки его картин.
Возможно, что на фотографии, найденной в нашем музее, и нет великого мастера. Возможно, этот снимок – начало другой сенсации, более ранней истории актюбинского театра. Огромная просьба от искусствоведа Марии Жумагуловой: если на фото вы увидите знакомое лицо, узнаете кого–то из людей – сообщите в редакцию. Откроем ещё одну, почти забытую страницу культуры нашего города.