От домбры до джаза
Музыка без границ
На первый взгляд, мало что общего можно увидеть между двумя композиторами, разделёнными странами, океанами и разными условиями жизни. Творчество Ахмета Жубанова развивалось в эпоху строительства социализма в СССР, а лучшие произведения Гершвина появились в США в годы Великой депрессии. Жубанов был сыном своего народа, интонации народных песен знал и любил с детства, Гершвину же понадобилось много лет, чтобы изучить афроамериканскую музыку, он специально погружался в неё, проводя часы в негритянских клубах. В результате его опера «Порги и Бесс» стала первой американской национальной оперой, которая рассказывала о жизни простых людей. Так же, как опера «Абай» открыла этот жанр в казахской профессиональной музыке 20 века.
Музыканты чувствуют близость тем и сюжетов. Герои обеих опер, простые и благородные люди, стремятся к счастью, борются с подлостью и злобой, верят в торжество добра и находят его в любви. Народные мотивы проникают в главные темы героев, проходят через арии, хоры и дуэты. И в той, и в другой опере драматической вершиной является плач – Сирины в «Порги» и Ажар в «Абае». И обе оперы заканчиваются масштабными хоровыми сценами. И для американской, и для казахской музыки опера – жанр, привнесённый извне, из Европы, но в тот период один из самых признанных в мире.
Учиться – на родину джаза
На концерт к студентам музыкального колледжа имени Ахмета Жубанова приехал представитель посольства США, заместитель Атташе по культуре Ланс Эриксон. Знакомство с актюбинской молодёжью он начал на выставке по международному образованию, и от местных талантов был в восторге.
– Это первый визит в Актобе, – сообщил Ланс Эриксон, – но мы надеемся, что сотрудничество будет продолжаться. Ваш город развивается динамично, и это впечатляет. Интерес к казахской музыке у нас велик. Прежний пресс-атташе в Казахстане сам научился играть на домбре. Мне тоже нравится этническая музыка и, конечно, джаз. Всегда интересно наблюдать за такими комбинациями, как соединение традиционной американской музыки, джаза и традиционной казахской музыки. Мы постоянно привозим в Казахстан американских исполнителей. Они не только дают концерты, но и проводят мастер-классы. Так, 4 музыканта поедут в Караганду, где будут работать со своими коллегами, обмениваться опытом, учиться у казахских музыкантов. Сегодня для молодёжи открыты разные пути, можно учиться в Америке, в университетах есть различные программы. И об этом мы говорили на выставке, которая проходила в университете им. Жубанова.
Директор музыкального колледжа имени А.Жубанова Аманжол Исмагулов тоже рад восстановлению творческих связей.
– Лет пять назад мы очень активно сотрудничали, – говорит Аманжол Дюсенович. – В этом помогала наша «джаз-апашка», профессор Гульдана Жолымбетова, которая живет в США и поддерживает молодых исполнителей. Благодаря ей, в Америку съездили пианистки Джанис Шаукембаева, Зару Жазыкпаева, тогда юные ученицы, а сейчас лауреаты всяческих конкурсов. Зару владеет и джазом, и другой техникой, играет с оркестром, а Джанис учится в Саратовской консерватории. Так совпало, что наш концерт, давно продуманный, объединяющий авторов первых национальных опер – Гершвина и Жубанова, проходил именно в эти дни. И представители посольства США смогли на нём присутствовать. Будем надеяться, что сотрудничество продолжится.