Островок свободы
Актюбинцы привыкли называть этот фестиваль «бард-фёстом», но от аналогий с Грушинским фестивалем, а тем более слётами 60-80-х годов, где пьяные бородатые мужики поют у костра про «солнышко лесное», организаторы мероприятия нынче открещиваются. По мнению руководителя фестиваля Ольги АКЧУРИНОЙ, настоящие барды жили в Средние века. А нынешние песни под гитару – это авторская песня. Хотя нюансы терминологии тут большой роли не играют.
Больше половины гостей мероприятия приехали сюда не гитарных аккордов ради, а чтобы как следует оторваться на выходных. Именно этот контингент обычно высказывает свое «фи» по поводу организации фестиваля, обвиняя руководителей то в отсутствии кипятка, то в сырости халявных дров, то в тучах комаров, явно прилетевших сюда без аккредитации.
К слову, организация мероприятия была на действительно неплохом уровне. Явно учитывался опыт прошлых фестивалей: ни с водой, ни с общим кипятком проблем не было. На поляне даже установили бесплатный Wi-Fi и полочку рядом с розетками для зарядки телефонов. Приевшиеся фотозоны «Дикий Запад» и «СССР» убрали, устроив яркую «Чайхану» и «Зал ожидания» с железнодорожной атмосферой. Всю поляну украсили шутливыми объявлениями для поднятия настроения. Листочки публика моментально растащила на сувениры. Но народ опять остался недоволен. Теперь уже подвели автобусы, выбившиеся из графика, планетарий, который не привёз обещанные телескопы, и сдвинулась программа концерта, почти на полтора часа.
Свобода в рюкзаке
Тягаться с Грушинским фестивалем «Степному аккорду» не позволяют ни масштабы, ни концепция. Тем не менее, свой собственный колорит у актюбинского мероприятия появился. Дело даже не в восточной тематике и не в администрации, поселившейся в юрте, вместо армейской палатки. Актюбинцы наконец-то привыкли к атмосфере свободы и вели себя более раскрепощённо. Первые годы они являлись сюда чуть ли не в вечерних платьях.
– Как-то мои знакомые нехорошо отозвались о фестивале на природе, – поделилась Ольга Акчурина. – Они считали, что тут собираются едва ли не бродяги. Я тогда стала указывать на каждого из гостей конкретно. Вот этот мужчина в плавках – доктор наук, вот тот небритый – хороший врач, этот в шортах – начальник крупной фирмы. Они приехали сюда не только ради музыки, но и ради свободы, которая царит на фестивале авторской песни. Мне кажется, что отношение к фестивалю авторской песни у знакомых изменилось тут же.
Другой изюминкой «Степного аккорда» стала его камерность. Так как люди сюда приезжают одни и те же (включая авторов-исполнителей и гостей из других городов), то пройтись по полянке, не встретив с десяток хороших прошлогодних знакомых, попросту невозможно. Действительно, если кругом свои, то как тут не раскрепоститься? У многих это получалось и без алкоголя, запрещённого на территории фестиваля.
Слушать мою команду! Всем быть счастливыми!
В пятницу тут прогуливались как солидные дяди в строгих костюмах, так и дамы в купальниках, парень с ирокезом, закутанный в тёплое одеяло, неформалы с пирсингом и татухами напоказ, маргинал, считающий себя реинкарнацией Виктора Цоя. Пьянящая атмосфера вечера смела все условности. Но на следующий день организаторы решили, что свободы тут слишком много. То есть, свобода – это очень хорошо, если только правильно отдавать команды, как радоваться жизни.
– Так! Все бросаем свои завтраки, чаи и прочее! Немедленно к эстраде! – разносился над поляной звонкий голос Ольги Акчуриной, усиленный профессиональными колонками. – Торговцы, бросайте свой товар! Сейчас мы будем дружно смотреть показательное выступление капоэйристов и военно-патриотического клуба.
Вечером же вместо отбоя со сцены прозвучала команда: «А теперь всем общаться у костра!». Ну не может наш народ быть свободным без командного голоса.
Дочь Ольги, Дарья, несмотря на юный возраст, тоже решила помочь матери в трудном деле прививания дисциплины. Она объясняла людям, пришедшим за бесплатным кипятком, где лучше всего стоять в ожидании закипающего чайника.
Я тебе покажу, как права человека нарушать!
Но больше всего от разрыва шаблона страдали стражи порядка. Они долго не понимали, кого тащить в «бобик», а чью раскрепощённость самоотверженно охранять. Для начала они повязали довольно безобидного двойника Цоя, но через пару часов, спохватившись, отпустили. Особое удовольствие полицейским явно доставляла забота о безопасности ночных купальщиков. Правда, они отдавали предпочтение юным дамам в миниатюрных купальниках, выхватывая лучами фонарика девичьи прелести, покрытые капельками ночной реки. А вот автомобили, в нарушение всех правил проезжающие по территории фестиваля, стражи порядка игнорировали. Даже когда в третьем часу ночи группа нетрезвой молодёжи навязывала из мощных колонок свои музыкальные пристрастия, комментируя мелодии отборным матом и оскорбляя обитателей неудачно расположенных рядом с импровизированной дискотекой палаток, доблестные полицейские любовались звёздным небом.
Тем не менее, «Степной аккорд 2017» обошёлся без особых эксцессов, действительно став самым ярким событием актюбинского лета. А раскрепощённость – дело наживное. За шесть лет первые её зачатки на «бард-фёсте» уже появились. Через пару лет их уже не истребить никакими зычными командами с эстрады.
vlad.k@evrika.kz