Онегин, коксу хочешь?
О художественной ценности моноспектакля «Евгений Онегин» в исполнении Дмитрия ДЮЖЕВА трудно судить объективно. Кто-то считает сомнительным удовольствием полтора часа слушать знакомое со школы произведение, пусть даже в шикарном исполнении всего одного актёра. Кто-то, напротив, преклонялся перед талантом Дюжева, сумевшего открыть в «Онегине» новые ракурсы. Однако большинство зрителей долго не могло избавиться от ассоциаций с харизматичным бандитом Космосом из сериала «Бригада».
Профессионализм Дюжева трудно не признать. Ему одному удалось держать внимание зрителей на сцене, найти новые акценты в хрестоматийной поэме, и при этом казалось, что актёр ни капли не устал. Даже к концу спектакля Дюжев был активен и энергичен. Правда, дюжевская трактовка образа Татьяны вызывала смешки зрителей. Артист изображал её манерно, чуть ли не как блондинку в бородатых анекдотах. Кокетничающий и смущающийся, брутальный артист, запомнившийся по бандитским сериалам и пересказывающий лирическое письмо Татьяны, выглядел и правда комично. Но за весь спектакль он ни разу не позволил себе запнуться или просто безэмоционально проговорить текст.
Мы с Казахстаном с первого класса вместе
Однако некоторые детали поведения Дюжева остались непонятными для неискушённой актюбинской публики.
12 апреля, во время онлайн-трансляции популярной викторины «Клевер», зрители заподозрили артиста в употреблении кокаина. От внимательных зрителей не ускользнуло, что он порой нёс несвязную ахинею, путался и, самое главное, часто тёр нос. Специалисты тут же заявили, что это – признак наркотической зависимости. Обожатели Космоса выдвинули другую версию, что актёр нездоров, но нашёл в себе силы выйти в эфир. Сам Дюжев ответил, что наркотиками не балуется, и никаких проблем со здоровьем не испытывает. Тем не менее, привычку теребить нос, утирать его и почёсывать, на спектакле «Евгений Онегин» заметили почти все зрители. При этом актёр старался сделать это быстро и незаметно, хотя платок у него в кармане был, но, по режиссёрской задумке, он появлялся только в нужных для этого сценах.
Путаную и нелогичную речь заметили только те, кто остался в зале после спектакля. Сначала актёр долго рассказывал, как его отец работал в театре Алма-Аты, но аккурат перед рождением Димы переехал в Астрахань. Интернет о казахстанской карьере Петра ДЮЖЕВА молчит, но охотно сообщает, что тот всю жизнь проработал в Астраханском ТЮЗе. К слову, Лермонтовский театр с 1975-го года носит статус академического, а играть в ТЮЗе актёры считают крахом карьеры. Так что эта история, как минимум, недосказана.
Слушайте меня, зрители, только поймите правильно
Но главный неконтролируемый поток сознания звезды зрители услышали, когда основательница частной картины галереи вручила Дмитрию в подарок полотно актюбинской художницы.
На популярного актёра картина актюбинской художницы произвела неизгладимое впечатление. Он долго восторгался ею, но, перевернув полотно, понял, что оно «написано в стиле импрессионизма». Дюжев тут же поделился восприятием картины, только монолог почему-то был в «стиле импрессионизма».
– Вот у вас в Актобе удивительно красивые дороги. Камушек к камушку. По ним идут три девушки, правда, одна без лица, но она всё равно девушка. И ласковый дождик поливает их, как грибочки, – комментировал Космос подаренное полотно.
Одну из поклонниц артиста сравнение с прекрасного пола с мокрыми грибами смутило, и она засмеялась во весь голос. На это Дюжев страшно обиделся:
– Смешно вам? Смешно, я спрашиваю! Смешно? – пытал он поклонницу, а потом переключил внимание на новых фанатов, окруживших звезду для селфи и автографов.
Несмотря на долгий спектакль, актёр не выглядел усталым. С каждым поклонником, прорвавшимся сквозь толпу, он беседовал долго и очень дружелюбно. От такой встречи счастливчики, успевшие заселфиться, уходили с прекрасным настроением.
Но желающих поболтать со звездой было так много, что со сцены его решили увести.
И во всём этом дерьме вас буду прикрывать я
Сначала к звезде поднялся почётный гость фестиваля мэтр кинематографии Асанали АШИМОВ в сопровождении молодого режиссёра из Алматы и, извинившись перед публикой, попросил Дюжева пройти за кулисы. Космос просьбу игнорировал, продолжая знакомиться с актюбинскими поклонниками. В конце концов на сцену вышли охранники филармонии. Довольно хамовато, взяв звезду под руки, как мелкого воришку из супермакета, они утащили его в гримёрку. Дюжев на такое обращение не обратил внимания и стал извиняться перед фанатами, которым не посчастливилось добиться аудиенции у звезды. Выходы на сцену живой стеной преградили девушки-администраторы. Однако особо шустрым всё же удалось проникнуть за кулисы через служебный вход. Там дело закончилось перепалкой и дракой.
Словесная перепалка длилась минут 5, но администраторы мер по её устранению принимать не стали. Они были заняты более важным делом. Заботясь об имидже заведения, они выбивали камеры из рук журналистов и закрывали кулисы, чтобы ни один эпизод мордобития не попал на глаза посторонним. В это время в сотне метров от филармонии в машине скучал патруль полиции.
Я те чё? Бык театральный?
Администраторы вообще вели себя странно. Перед спектаклем они почему-то долго держали публику в душном фойе. Причём билеты были недёшевы, публика собралась солидная, а спектакль проходил в рамках фестиваля, и в числе приглашённых были почётные гости из актюбинских творческих коллективов и артисты из театров больших городов. Затем, к середине первого акта, им почему-то не понравилось, что зрители снимают действие на мобильники. Решение проблемы они выбрали кардинальное, а именно – бродить между рядов, подходить со спины и требовать отключить гаджет. Якобы свет с экрана отвлекает от проникновения в глубину поэзии Пушкина. Хотя ещё неизвестно, что отвлекало больше: тусклый свет смартфона или сердитая девушка, с пристрастием тюремного надзирателя высматривающая злоумышленника, да ещё что-то при этом бормочущая в рацию.
Быть чёртом и играть чёрта – разные вещи
Иногородние поклонники Дмитрия Дюжева, увидев фото «Онер Орталыгы» на страничке звезды, уже интересовались, почему спектакль проходит в бывшем ресторане. Фасад культурного заведения напомнил им больше заведение общепита. Теперь, почитав отзывы об уровне культуры работников, они явно будут считать, что филармония не отличается от кабака и внутри.
Дмитрий Дюжев ко всему отнёсся с позитивом. По его словам, он разнял двух драчунов:
– После спектакля за кулисами подрались два зрителя. Кто-то кого-то оскорбил. Я их разнял – и мы вместе сфотографировались с улыбками на лицах! В общем, все были счастливы.
Однако актёр немного обсчитался. В драке участвовало намного больше, чем два человека. Дюжев подоспел только к финалу драмы, уговорил охрану не бить ребёнка. И он вправду сделал с избитым мальчиком селфи. Кто второй счастливчик – неизвестно. Видимо, уставший актёр сфоткался с первым попавшимся сотрудником заведения, а уж тот не стал разочаровывать любимого Космоса и прикинулся хулиганом.