Обидеть художника может каждый
Автор нынешнего герба Актобе Сагынтай АЛИМБЕТОВ ютится в мастерской, которая стала для него вторым домом.
| ||||||
Картины почётного актюбинца украшают не только Акорду, его работы можно найти далеко за пределами Казахстана.
Попасть в гости к заслуженному художнику СССР достаточно просто. Он не прячется от людей и не ведёт отшельнический образ жизни. Только вот заглядывают к нему в мастерскую очень редко. Первое время это несколько угнетало, а потом живописец привык. Кстати, место для творчества мастера можно назвать уникальным: такой мастерской в нашем городе больше нет. Духом искусства пропитана даже лестничная площадка последнего этажа одного из домов по главному проспекту. На стенах – картины, которые некоторое время назад выставлялись на международных выставках. Его коллеги – зарубежные художники - лишь покачивали головами: родись Алимбетов в европейской стране, был бы давно обеспеченным.
На склоне лет Сагынтай Алимбетов проживает в мастерской. Его семья – жена и двое детей – несколько лет назад перебрались в столицу. Пробовал художник пожить и там, но только не лежит у него душа, не может мэтр творить в том месте, где городской архитектурный ансамбль напоминает солянку.
- Вернулся в Актобе, который считаю родным. Надеюсь, что ещё принесу пользу городу и его жителям, – говорит Сагынтай Алимбетов.
Небольшой стол, раковина и холодильник умещаются в импровизированной узенькой кухне. В углу помещения: телевизор, кушетка и столик. Поодаль – шкаф, доверху набитый книгами классиков: Абай, Пушкин, Лермонтов. Все стены мастерской увешаны его работами: с одной стороны – семейные портреты, с другой – полюбившиеся картины. На видном месте в уголке можно заметить и герб Актобе. В этом году первому эскизу исполняется ровно 15 лет. Конкурсная работа Алимбетова прошла через сито компетентного жюри. Автор был рад, что именно его эскиз утвердили. Вот только за своё творение, которое сейчас красуется практически на каждой улице, он не получил ни копейки.
Не многие знают, что Сагынтай Нурымбетович является ещё и автором герба Уила. Его скульптуры «Коктерек» (установленная на кольцевой развязке в сторону аэропорта), а также «Тайказан» – являются дополнением к архитектурному облику города. И за это члену заслуженному художнику СССР также не заплатили.
ВРЕМЯ СОБИРАТЬ МЫСЛИ
Послеобеденное время, когда в мастерскую проникает большое количество дневного света, Сагынтай Алимбетов использует на творчество. Последнюю свою картину он продал в ноябре, с тех пор гнетущее затишье. Искусство в Актобе почти не ценится. Который месяц уважаемый в городе человек пытается прожить на вырученные деньги. Несколько лет у почётного гражданина областного центра были скидки на оплату коммунальных услуг. Сейчас этого нет.
– Тяжело. Часть средств уходит на отопление, воду и свет. Если бы не отменили наши привилегии, было бы получше. Сейчас я нигде не работаю, так сказать, свободный художник.
– А краски и холсты где берёте? Они ведь не так дёшево обходятся...
– Меня же приглашают на участие в симпозиумах и конференциях, вот там их художникам просто дарят. Есть у меня небольшой запас художественного инвентаря ещё с советского времени. А холст... покупаю грубую ткань, грунтую и потом уже пишу картины. Так и работаем.
–Разве трудно художнику–профессионалу устроиться на работу?
– В 1990–х годах я был деканом художественного факультета в пединституте. В 1995–м году я уволился: было объединение факультетов, а у меня не было кандидатской степени. Вот меня и «попросили». В 2006 году меня снова пригласили в АГПИ, но когда я посмотрел на уровень знаний будущих художников, ужаснулся. Посудите сами: на третьем курсе студенты понятия не имеют, как правильно держать в руках кисти, как правильно сидеть на стуле. Образования сейчас ноль. Всё потому, что ввели новую систему обучения. Поймите: нельзя ребятам объяснять всё в теории, а потом дать в руки мольберт и краски и заставить писать. Нужно всё доступно объяснить, показать на практике. Этого не делается, оттого и нет у нас хороших художников.
–Вас можно назвать оптимистом?
– Конечно. Несмотря на все невзгоды, иду по жизни улыбаясь. Сейчас я профессор изобразительного искусства, у меня есть друзья, полон положительных эмоций. Что мне деньги? Я получаю удовлетворение от работы, и это важно для меня. Совсем недавно вернулся из Турции, где стал лауреатом международного конкурса. Буду писать картины и дальше.
–3 февраля вам исполнится 60 лет. Будете ли вы отмечать свой юбилей?
– К своему 50–летию и 55–летию издал небольшие буклеты своих работ. Думал, что и к нынешнему тоже смогу выпустить альбом, но не получилось – нет средств. Мои ученики и друзья попросили организовать персональную выставку. Сейчас несколько моих работ можно найти при входе в здание библиотеки имени С. Баишева. Если честно, то отмечать юбилей как–то уже не хочется. Если кто и вспомнит обо мне, то буду рад.
|