КАК СЫГРАТЬ ЛИЦО НА ПРУЖИНАХ?
Перед официальным показом творческий коллектив провёл аван–премьеру. Так называют предварительный спектакль для заядлых театралов. Эта бродвейская практика позволяет проанализировать реакцию зрителя и при необходимости сделать режиссёрские корректировки.
Действие спектакля происходит в вымышленном городе Мордасове. Любопытно, что одним из прототипов Мордасова стал казахстанский Семипалатинск. В провинциальный городишко приезжает состоятельный Князь К. Первая дама Мордасова пытается любыми средствами выдать дочь за него замуж. В исполнении актёра Василия ВАСИЛЬЕВА, Князь. К. стал самой колоритной фигурой спектакля. Насквозь фальшивый, с гримом, напоминающим маску Гая Фокса из «Вендетты», постоянно впадающий в маразм, он больше напоминает говорящее чучело, чем живого человека. Но в финале старик оказывается самым живым и искренним среди бездушной массы персонажей.
– Это моя третья серьёзная работа, после Карандышева и Моцарта. Я перечитал повесть перед началом работы. Так сыграть дядюшку, как он прописан у Достоевского, просто физически невозможно. Как, например, изобразить лицо на пружинах? Вторая сложность образа, это то, что Князь – нелепый, карикатурный, смешной. Но в пьесе ничего смешного у него нет, ни в тексте, ни в поступках. Всё нужно придумывать актёру, и при этом не скатываться в пародию. Мне в этом очень помог фильм Констанина Воинова, 1966–го года, – рассказал Василий Васильев.
БЕЗЛИКИЕ МОНСТРЫ ПРОВИНЦИИ
Атмосферу провинциального болота режиссёр спектакля Татьяна ЛУКОМСКАЯ передала через массовку. Ехидный, стервозный хор мордасовских дам, обычных кумушек, ёрничающих над каждым словом или поступком, сливается в безликого монстра, способного растерзать даже сильного человека. Марья Москалёва в исполнении Ангелины НЕДЮЖИНОЙ, несмотря на хваткость и предприимчивость, настолько сильной не является. Актрисе удалось найти ту тонкую грань, которой славятся герои Достоевского. Рассуждая о достоинстве, о духовной свободе человека, актриса вдруг преображается и становится склочной бабой, которая пересчитывает сахар после визита гостей. Но её напора вполне хватает, чтобы превратить собственную дочь (Ольга ЗОТОВА), не лишённую душевной чистоты и внутреннего света, в чудовище, подобное себе, а то и превосходящее создателя по расчётливости и цинизму.
– Я подходила к этой роли интуитивно, погружаясь в собственные чувства. Тут надо забыть о зрителях и прислушиваться только к себе, – поделилась Ангелина. – Хочу отдать должное мастерству режиссёра. Татьяна Владимировна работала с нами на пределе возможностей. Такие постановки обязательно должны быть в репертуаре театра. Они позволяют актёрам расти. Я думаю, у этого спектакля большое будущее.
СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ ЗРИТЕЛЬ
«Дядюшкин сон» – не первая попытка театра им. Ахтанова выйти на высокий уровень. Постановки для интеллектуалов и ценителей высокого искусства за последние двадцать лет предпринимались несколько раз. Некоторые из спектаклей игрались по несколько сезонов и даже защищали честь актюбинского театра на международных фестивалях – и возвращались оттуда с наградами и номинациями. Но чаще всего масштабные спектакли списывались в первый же сезон после премьерных показов.
Причины тут были разные. В каких–то спектаклях режиссура не дотягивала до нужного уровня, где–то всё было построено на индивидуальности актёров, и с увольнением одного человека рушился весь спектакль. Главной проблемой всегда был вопрос реализации билетов. Серьёзные произведения невозможно играть на полупустой зал. Школьникам, которых силой загоняют на классику, глубоко плевать, «тварь ли дрожащая» на сцене, или она «право имеет». Что бы ни говорили педагоги о влиянии волшебной воспитательной силы искусства на подрастающее поколение, пубертатная молодёжь предпочтёт фривольные комедии заумной классике, и найдёт сексуальные подтексты даже там, где их нет. В этом убеждает практика. А собирать несколько лет подряд полные залы интеллектуалов очень трудно. По крайней мере, в маленьком, и не совсем театральном Актобе.
Фото Анастасия ЗЮЗИНА