Немного зрителей и много музыки
Зал Центра искусств рассчитан на 1.200 мест. На концерт пришло 100 зрителей. Таковы новые требования для концертных мероприятий. Филармония открыла 76-й сезон. Долго музыканты работали в режиме онлайн. Ждали, когда для музыкальных вечеров разрешат хотя бы больше 50 зрителей. Наконец-то в новых санитарных требованиях сделали послабление для Центра искусств. Билеты раскупили за 2 дня.
В минувшую среду актюбинцы в масках впервые за 8 месяцев перешагнули порог культурного центра. Всем измеряли температуру, а в фойе поставили санитайзеры. Вход в концертный зал разделён на 4 потока. В гардеробной, где раньше шла борьба, кто первый сквозь толпу прорвётся с номерком и заберёт свою куртку, теперь каждый культурно стоит в метре друг от друга. В зале большинство мест «перечёркнуты» знакомой красной меткой. Посередине – маленький островок со зрителями, которые так хотят услышать живую музыку.
Актюбинка Татьяна принесла огромный букет роз.
– Цветы для дирижёра, – улыбнулась зрительница. – Раньше я редко ходила на такие мероприятия. А в филармонии в последний раз была ещё в молодые годы. Но после всех этих событий так соскучились по концертам. Купили билеты. У нас места в первом ряду!
Хотя зрителей и предупредили, что надо прийти за полчаса до начала концерта, не обошлось без опоздавших.
«Будет и 200 зрителей»
Первый вечер камерного оркестра для истинных ценителей музыки имел название «В мире классики». Программу готовили для онлайн-выступлений. Но как только вышло новое санитарное постановление, музыканты быстро перестроились. Для концертов теперь строгие временные рамки. Сложно было артистам камерного хора вместить богатый репертуар классических произведений в один час.
– В нашей программе музыка европейских, русских и казахстанских композиторов, – говорит руководитель и дирижёр камерного оркестра областной филармонии имени Г.Жубановой Али ЕРМЕКБАЕВ. – Конечно, объём очень большой и ограниченное время. Мы обычно делали концерты по полтора часа. Но приходится подстраиваться под новые правила. Мы – люди сцены, нам очень не хватало выступлений, аплодисментов. И зрители скучали по живым выступлениям музыкантов.
По словам дирижёра, у классической музыки всегда меньше слушателей. Если на концерты, посвящённые творчеству Виктора Цоя, собирается полный зал, то на классику – 400-500 зрителей.
– Если все будут соблюдать санитарные нормы, то, думаю, разрешат и 200 зрителей, – надеется Али Ермекбаев. – Мы готовим инструментальную музыку. Хотим экспериментировать с разными форматами, смешивать электронную музыку со скрипкой и духовыми инструментами. К примеру, британский музыкант Стинг всегда выступает с симфоническим оркестром. Много чего интересного будет для зрителей: зарубежный и русский рок, казахский репертуар и советские шлягеры. Главное, следите за афишами.
Филармония роднее
Молодые таланты возвращаются на родину. И это радует. Гульдана АЛДАДАСОВА и Ардак ТОЛЕПБЕРГЕН учились в Астане в университете искусств по классу вокала.
– У Ардака ценный голос – баритон, а у нас всегда была проблема с баритонами, – замечает руководитель камерного оркестра. – С наличием баритона мы сможем готовить концерт Магомаева к следующему году. И выступать с шедеврами мировой классики.
Наша землячка Александра КОРЧАГИНА окончила музыкальный колледж в Оренбурге и консерваторию в Астрахани. После учёбы вернулась на родину. Девушка играет на редком инструменте: виолончель. Каждый виолончелист в филармонии на вес золота.
– Коллектив здесь знакомый, – называет музыкант причины, почему вернулась домой. – И тут требовались артисты. В музыкальной школе №1 я была первой, кто отучился по классу виолончели. В актюбинской филармонии сильный коллектив. Очень ждала, когда мы выйдем на сцену. Публика у нас радушная, тёплая.
Собирались, но…
В этом году у артистов филармонии намечалось много планов, которые перечеркнула пандемия.
– К нам собирался пианист и скрипач Мурат Рено, большой поклонник Димаша Кудайбергена, – рассказывает дирижёр. – Он хотел приехать с благотворительным концертом на родину любимого певца. Ему интересно, где жил, учился Димаш. Но из-за пандемии так и не получилось. Приглашали дирижёров из Алматы, Астаны. Обговаривался проект с театром музыкальной драмы Оренбурга. Мы надеемся, что когда-нибудь это закончится, и артисты всё-таки приедут к нам. А ещё мы приобрели новый автобус со всеми удобствами для дальней дороги. Лишь бы границы были открытые.
«Нам непривычно выступать»
Была речь о том, чтобы камерный оркестр тоже выступал в медицинских масках. Но артистам неудобно играть на музыкальных инструментах в защитных средствах. А вот дистанцию около полутора метров на сцене музыканты соблюдали. Для актюбинских зрителей прозвучали ария Джудитты, куплеты тореадора, знаменитая ария Каварадосси из оперы «Тоска», а также музыка классических композиторов.
– Мы долго ждали возвращения на сцену, – говорит артист камерного оркестра, скрипач Антон КУБЕРСКИЙ. – Больше чем полгода был простой, но мы не переставали работать. Каждый верил, что всё изменится в лучшую сторону. Сегодня непривычно выступать вообще, непривычно выступать перед зрителями. Хоть мы и каждый день играли, такой большой перерыв даёт о себе знать. Стараешься выложиться по полной. И неважно: сидят в зале 100 или 1.000 человек. Что касается временных ограничений… Мне кажется, часовой концерт – нормально. Когда идёт больше часа, люди уже начинают уставать, даже если очень интересная программа. Надеюсь, что скоро разрешат приглашать больше зрителей.
– Нам всем не хватает культуры, – делится эмоциями после концерта зрительница Гульжанат. – Я смотрела онлайн-концерты филармонии, но это всё не то. Хочется просто сидеть, слушать, любоваться артистами на сцене. Это ни с чем несравнимо! А часовое выступление – очень мало. Жду теперь свою любимую программу – песни ретро.