Не живая, но вечная музыка
– Организаторы концертов в Москве потеряли из-за пандемии больше 5,2 миллиарда рублей. Индустрия находится на грани катастрофы. Никто не знает, как и когда начнётся поэтапное снятие ограничений на проведение массовых мероприятий. В таких условиях невозможно ничего планировать: ведь чтобы провести концерт, на организацию нужно минимум полгода, а в случае с зарубежными звёздами – ещё больше, – поясняет гендиректор агрегатора по продаже билетов «Eticket4» Даниил КРУЧИНИН.
Подсчёты потерь казахстанских артистов не велись, да и особых жалоб на всю страну от отечественных исполнителей не было.
Выход есть всегда
Работа городских учреждений культуры в Актобе не прекращалась ни на минуту. По крайней мере, так заверяют в ведомстве. Постоянные поиски репертуара, репетиции, пусть и дома, – в целом, наш город муза не покидала. Более того, если раньше актюбинские концерты посещал в основном местный ценитель музыки, то сейчас, благодаря онлайн-формату, наши мероприятия вышли и на международный уровень.
– Конечно, в условиях пандемии работать труднее, но на зарплату сотрудников новый формат работы не повлиял, – рассказала руководитель городского отдела культуры Алтынай ЮНИСОВА. – Сложность в том, что репетиции проводятся с каждым участником отдельно, а сводных репетиций не бывает. Ни один из коллективов не отказался от онлайн-концертов. Они ведь нужны как самим участникам художественной самодеятельности, так и населению
Работа без удовольствия?
Отличник культуры РК Дина НИЯЗОВА – известная личность в городе. Проводить прямые эфиры в «Инстаграме» и выкладывать сторис для неё – не ново. А вот выступать перед виртуальной аудиторией – совсем другое дело.
– Сначала сам формат был непонятен артистам, чувствовалась растерянность, – говорит она. – А потом привыкли. Онлайн-концерты тяжело проводить: когда на «дырочку» в телефоне работаешь, никакого удовольствия не испытываешь. Когда в зале зрители, то происходит энергообмен. Это такие классные ощущения, словно заново рождаешься. Все понимают, что нынешняя форма работы – вынужденная, и она лучше, чем ничего.
По мнению концертмейстера областной филармонии имени Газизы Жубановой, артистам не хватает тепла и аплодисментов. Кто-то смог привыкнуть к этому, кто-то нет.
Большое количество онлайн-концертов различных коллективов привело к перенасыщению на рынке. Если раньше трансляции собирали до сотни «зрителей», то теперь их количество едва достигает 30 человек. Причём, в основном это коллеги, родные и друзья тех, кто выступает.
– И зависит это не от регалий или званий артиста или коллектива, – продолжает Ниязова. – Во время карантина у людей было больше времени, сейчас его стало меньше. Опять же – началась школа. Мы всё это прекрасно понимаем.
Неидеальное звучание
В отделе культуры Актобе соглашаются, что в техническом плане в онлайн-трансляциях есть свои сложности. И разные модели сотовых телефонов, на которые проводят трансляции, и качество интернета…
После каждого просмотра/прослушивания онлайн-концерта художественный руководитель и дирижёр камерного оркестра актюбинской филармонии Али ЕРМЕКБАЕВ места себе не находит: исполнение хорошее, а вот итоговый звук получается отвратительным:
– То, что доходит до слушателя – процентов 50-60 от того, что есть на самом деле. Порой я не узнаю оркестр. Качество звука просто теряется! Хотя все музыканты стараются, все отдаются. Программы, через которые ведутся трансляции, не приспособлены к этому.
Тем не менее, дирижёр признаётся, что онлайн-концерты – необходимость в такой непростой период. Ермекбаев сравнивает музыкантов со спортсменами – без постоянных репетиций теряется профессионализм. Двухмесячное отсутствие игры на инструменте может стоить исполнителю карьеры.
Одним из минусов Ермекбаев видит отсутствие гастролей. Если раньше камерный оркестр выезжал в районы, где жители могли оценить музыкальное исполнение профессионалов, то теперь такой возможности нет. Онлайн-концерты для жителей районов – не из разряда фантастических, но интернет у сельчан есть не у всех, да и качество связи зачастую оставляет желать лучшего.
На все случаи жизни
Бард-коллектив «Рюкзак» любят и уважают далеко за пределами Казахстана. В Актобе у клуба своя устоявшаяся публика, которая раз в месяц обязательно приходила послушать перебор гитарных струн.
– Онлайн-концерты в период карантина – подтверждение нашей дееспособности, – говорит руководитель клуба Ольга АКЧУРИНА. – Репетировали дома, каждый готовил свою часть программы
Несомненным плюсом «виртуальных» мероприятий барды отмечают доступность присутствия. Если раньше не у всех была возможность посещать концерты в других городах, то с развитием онлайн она появилась.
– Мы с удовольствием «побывали» на питерских и московских концертах, – говорит Ольга. – Раньше билет на маститых исполнителей стоил дорого, а сейчас всё можно послушать бесплатно.
Онлайн-формат – прекрасная возможность выявить молодые таланты. Шансы попасть на фестивали в Крым, Беларусь или сибирские города – были далеко не у каждого казахстанского исполнителя бардовской песни.
В этом году актюбинские ребята стали призёрами крупных фестивалей России. Записали видео, отослали на конкурс, получили рекомендации от членов жюри. И всё – посредством онлайн. Чем не плюс такого формата?!
Не скрывают барды и минусы:
– Сначала выступали в отведённых уголках в фойе городского дома культура. Потом стали пускать в пустой зал. Так и ведём онлайн-концерты – спиной к зрительному залу. Мы не чувствуем зрителя, не знаем его реакции, что обедняет саму атмосферу выступления.
Не обошли «Рюкзак» и технические накладки: во время прямой трансляции пару раз падал телефон, на который шла запись прямого эфира, «зависал» интернет, были слышны шаги и посторонние разговоры.
Надо – значит, надо!
Интересный момент: для многих культработников онлайн-формат концертов так и остался работой. Если начальство сказало, что нужно спеть (сыграть, станцевать), то музыканты и исполняют.
– Я не очень жалую такие онлайн-форматы, но если надо, то готов, – без утайки говорит саксофонист Александр БИТТЕР.
Так вышло, что выступление Александра пришлось аккурат в период строгого карантина. В своей квартире музыкант установил необходимое оборудование. Концерт прошёл без проблем. Своей работой исполнитель остался доволен, а вот «послевкусием» -не особо.
– Энергетика зала очень влияет на музыкантов. Сейчас же нет лиц, чувств, эмоций… Мы ведь не халтурим, выкладываемся, а виртуальная посещаемость падает. Понимаем, что нового ничего не выдаём, программа ведь устоявшаяся. А зритель требует чего-то новенького…
Нам рано жить воспоминаниями!
Солистка хора ветеранов «Наставник» Куляш КИТАКБАЕВА готова выступать даже перед двумя слушателями. Не так давно Куляш-апа провела свой собственный онлайн-концерт. Для 72-летней актюбинки это был первый подобный опыт:
– Мне предложили, а я не отказалась. Нас рано ещё провожать на пенсию, мы живём в ногу со временем. Хотя волновалась сильно, но справилась. Ответственности я не боюсь. Приятно, что в такое непростое время доверили выступить в прямом эфире. Каждую песню пропускаю через себя, может, поэтому они и «цепляют».
За час солистка исполнила песни о Родине, композиции к 175-летию Абая, Шамши Калдаякова, Мукагали Мукатаева. Зритель остался в восторге!
Почти полвека Куляш Китакбаева проработала в системе образования, была и учителем, и завучем, и инспектором-методистом в райОО. А сейчас женщина поёт.
– Для каждого активиста коллектива «Наставник» песни – это отдушина. Это чувство, когда мы нужны. И если наше творчество затронуло душу хотя бы одного зрителя – не важно, онлайн или «вживую», то, значит, мы не зря это делаем. Музыка вечна в любые времена! – заключает солистка.