Не классикой, так мейнстримом
На сцене звучала мелодия из сериалов: «Игра престолов», «Бумажный дом», «Игра в кальмара», «Ход королевы», «Мандалорец» и из турецких кинолент. Играла не только музыка, но и свет, уходя из синего в пурпурный, то освещая зал, то погружая его в темноту. В точности воспроизвести саундтреки не так-то просто. Дирижёр из столицы Касым ФАРХАД расписал музыкальные партии для каждого инструмента камерного оркестра актюбинской филармонии. Приглашённый гость, кстати, является автором этой концертной программы.
– Трудность в том, что у вас же не симфонический оркестр, и для некоторых партитур не хватало музыкантов, – рассказывает дирижёр. – А если эти партии убрать, то и музыка теряется. Мне пришлось адаптировать все партитуры под состав вашего оркестра. Ноты выслал музыкантам заранее, а репетировали 8 дней. Хоть эта музыка и голливудская, она расписана по всем канонам классической, можно услышать нотки Шостаковича, Прокофьева и других классиков. И без электронного звучания тоже никак. Наши пианист и ударник привезли с собой «мозги». Так называют электронику, которая воспроизводит любой звук на клавишах. Она представляет собой звуковую карту, подключается к синтезатору. Такой концерт не получился бы без дополнительных, обволакивающих звуков. Допустим, сериал «Мандалорец» – про космос. И невозможно создать космическую атмосферу с одними классическими инструментами. Так вы не почувствуете вселенную этого сериала. Но электронные звуки – это не готовая запись, а тоже живое исполнение. Можно взять маленький, смешной инструмент треугольник, и один его звоночек уже внесёт что-то неземное в общее звучание.
Дирижёр действительно добился того, что многие сыгранные мелодии было не отличить от оригинальных саундтреков. После каждого музыкального номера зал взрывался аплодисментами. Моя личная оценка: «Хочется ещё раз прийти на этот концерт». Такие культурные вечера сейчас – как глоток свежего воздуха, когда мы каждый день «варимся» в тревожных новостях. Но останется ли концертная программа в репертуаре областной филармонии, пока большой вопрос. Столичный режиссёр увезёт музыкантов-электронщиков с их «мозгами», а найти им замену будет непросто.
Сегодня «Netflix», завтра – классика
Я была уверена, что сам автор этой концертной программы – заядлый киноман. Только поклонник сериалов может с такой любовью сделать огранку каждой нотки из саундтрека и бережно донести её до зрителя.
– Честно говоря, я сам не смотрел ни один из этих сериалов, – смеётся дирижёр. – Просто взял самые популярные треки, у которых больше всего просмотров на YouTube. Нет времени на просмотр сериалов. Я даже редко посещаю концерты, мне больше нравится быть на сцене, а не в зале. Смею предположить, что в Казахстане ещё не исполнялась эта музыка вживую оркестрами. Мы хотим, чтобы молодёжь ходила на концерты филармонии, значит, нужно давать то, что она хочет слышать и видеть то, что сейчас в трендах.
– Ко мне люди сегодня подходят и спрашивают: «Почему не играете «Крёстного отца»? – подключается к разговору руководитель камерного оркестра Актюбинской областной филармонии Али ЕРМЕКБАЕВ. – Но кто сейчас будет из молодёжи слушать музыку из «Крёстного отца»... Я дочке говорю: «Посмотри замечательный фильм «Служебный роман». А она на меня, как на динозавра, смотрит. У них уже другое восприятие, другие фильмы.
– Конечно, молодёжь заинтересовало само слово «Нетфликс» в названии концерта, – продолжает свою мысль Касым Фархад. – Сегодня пришли на «Нетфликс», а завтра захотят послушать, что ещё играет камерный оркестр. К сожалению, в казахстанском менталитете не заложен культурный досуг, народ чаще выбирает другое времяпровождение. А наша главная цель – приобщить молодых людей к концертным залам.
Культура – последняя в очереди
Касым Фархад с сожалением говорит, что государство вяло поддерживает искусство.
– У нас искусство финансируется на остаточном принципе, – добавляет маэстро. – Всегда было такое отношение… Хотя в нашей жизни всё начинается с искусства. На гастролях в Темиртау один зритель мне задал интересный вопрос: «Представьте, если бы не было музыки, что было бы вместо неё?». Этот вопрос вогнал меня в ступор. А ничего бы не было! Был бы хаос и войны. Всё самое прекрасное создаёт музыка. Я вообще хорошо отношусь к любой музыке, к тойской тоже. А тех, кто вырывается со своим творчеством в YouTube, часто незаслуженно обвиняют в том, что в них нет ничего особенного. Не согласен! Просто так не зарабатывают большие просмотры. Бывает, вокал и слабый, но такой тембр, что хочется слушать и слушать.
33-летний маэстро работает дирижёром с 2021 года. По рассказу Касыма Фархада, сам он с 10 лет в оркестре. Играл на гобое и с этим музыкальным инструментом объездил много стран. Работал в разных оркестрах, сейчас дирижирует в центральном ансамбле вооружённых сил. Как хобби – делает аранжировки и сочиняет песни.
Напоследок гость сказал несколько хороших слов в адрес руководителя актюбинской областной филармонии Елубая КЕНЖАЛИЕВА:
– Мне было очень легко здесь работать. Я знаю, какие у вас летом проводились шикарные концерты на открытой площадке, даже в столице нет такого формата. Всё начинается с головы. Главное – не мешать музыкантам, остальное они сами сделают. А ваш руководитель даёт возможность творить, он верит в своих музыкантов.