Народные артисты или артисты из народа?
11 и 12 апреля в Актобе проходил фестиваль народных театров, приуроченный к 90–летию великого казахстанского драматурга Тахауи Ахтанова. 11 народных театров представили на суд зрителей и строгого жюри своё виденье бессмертных постановок. | ||
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Для начала надо разобраться, что же такое «народный театр». Существует не совсем верное мнение, что достаточно сколотить труппу из пяти человек, играть там «Муху–Цокотуху» по воскресеньям, а то и замахнуться на «Вильяма нашего, так сказать, Шекспира» - и можешь смело называться народным театром. Это далеко не так. Театр, собранный и существующий по собственной инициативе творческого состава, может именоваться экспериментальным, любительским, студенческим, но уж никак не народным.
Этот статус присваивается, (по крайней мере, так было раньше) особой комиссией. Для этого у театра должна быть относительно стабильная труппа и наличие классических произведений в репертуаре.
Практика эта стала существовать с конца пятидесятых годов, поэтому большинству театров, приехавших на фестиваль, не менее 40 лет.
Несмотря на это, нельзя считать все народные театры, как сейчас принято говорить, «клонами» профессиональных театров. Многие руководители (а то и актёры) состояли в союзе театральных деятелей. Просто иногда партийное руководство смотрело сквозь пальцы на «художественную самодеятельность». И это помогало выразить себя тем режиссёрам, для которых двери официальных театров были закрыты.
Многие актюбинцы постарше помнят театр «Круг». Тогда его спектакли считались новаторскими, смелыми, и порой едва ли не оппозиционными. Такую роскошь областной актюбинский театр драмы себе позволить не мог.
Театр при Доме культуры железнодорожников бунтовать не собирался, но в его репертуаре были и Чехов, и Булгаков,
БУРАН ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ
Несмотря на раннее время, в театре царил аншлаг, которому могли позавидовать иные заезжие звёзды. Это любопытно, потому что спектакли шли на казахском языке. Синхронного перевода не было, а актюбинская театральная публика не так уж изголодалась по зрелищам, после местной «Тектоники чувств» и заезжего «Собачьего сердца».
Больше всего спектаклей, представленных на суд зрителей, были поставлены по пьесам Тахауи Ахтанова. И это было не только из–за требований фестиваля.
Как объяснил актёр иргизского театра, исполняющий роль председателя колхоза в спектакле, Акимжан АКДАУЛЕТОВ, Ахтанов лучше и тоньше понимает тонкости нашего менталитета, черты характера. Всё–таки это наш земляк.
На вопрос, почему он решил стать актёром народного театра, Акимжан скромно заметил: «Я не могу без искусства».
В спектакле «Буран» рассказывается о колхозе в период 1941–1945 годов, когда нужно было думать о фронте и при этом оставаться человеком. И, что любопытно, без совкового пафоса. Просто, понятно, по–человечески.
ВСЯКОЙ ПОМОЩИ В МЕРУ
Кстати, в областном театре не все горячо поддержали идею проведения фестиваля. На планёрке вопрос был поставлен ребром: «Помочь мы поможем, но делать всю работу не собираемся!».
Эти реплики принадлежали в основном работникам технического состава. Уже бывали неприятные ситуации, когда самодеятельные актёры привозили лишь самих себя. Грим, костюмы, даже декорации приходилось добывать в спешном порядке.
Но в этот раз до эксцессов не дошло. Может, времена стали полегче, и в районный театр наконец–то поступило все необходимое, а может, напугали приезжих актёров на той самой планёрке.
Но гостей в беде не бросили. К каждому театру были прикреплёны кураторы из местного творческого состава. В их задачу входило помочь гостям сориентироваться на актюбинской сцене. Гримёры тоже оказывали помощь по возможности. Вряд ли в магазинах районных центров можно раздобыть книги–пособия по профессиональному гриму, не говоря уже о накладных бородах, усах и специальном сандарачном клее.
ПО НАТЯНУТЫМ НЕРВАМ
Нервы, натянутые, как струны у скрипки. Не та интонация, не то движение – и всё рухнет. Превратится из мистического действа в простой фарс. Странный, почти нечеловеческий надрыв. Из декораций - рамка на сцене, тёмный фон и музыка, звучащая так, что появляется комок в горле, который невозможно проглотить.
Это не творение новомодного режиссёра, а спектакль «Неожиданная встреча» шалкарского театра.
Даже в переполненном зале, где не было пустовавших мест, царила гробовая тишина. Каждый шорох бил, как пощёчина.
Режиссёр постановки Айгуль МУЫТОВА исполняла одну из ролей. После спектакля в гримёрной она долго не могла перевести дух от эмоции и волнения.
– Как же это всё близко! – только и смогла прошептать Айгуль
Кстати, спектакли шалкарского народного театра уже четырежды занимали почётные места.
Значит, мнение о народном театре, как о драмкружке, где актёры готовы повеселить публику, не совсем верное.
СО ВЗОРОМ ГОРЯЩИМ
Хотя, например, спектакль «Арылу» алгинского театра больше напоминал то ли театральный капустник, то ли эстрадное представление. Вроде бы всё было правильно, но как–то вполноги. И пугались актёры «Вах! Баюс–баюс!», и пикник больше напоминал перебор стеклотары. Да и ссорились как–то понарошечно.
Но всё–таки была какая–то искра в глазах, именно то старание, та гамма чувств, которую далеко не всегда увидишь во многих театрах.
Даже за кулисами, вместо знакомой каждому театралу гастрольной суеты и нервозности, царило спокойствие и дружелюбие.
Что же за волшебство такое?
Один из маститых актюбинских актёров сказал как–то в интервью, что народный театр – это игра пионеров в войну, когда в профессиональном театре война идёт настоящая.
Несомненно, он прав. Многие актёры не понаслышке знают, что такое невостребованность, и что такое роль, от которой нельзя отказаться.
Наверное, и народный театр искренней этой самой чистотой пионеров, играющих в войну.
РАБОТА ИЛИ ХОББИ?
Полина САВИЦКАЯ, ныне профессиональная актриса Актюбинского театра драмы, тоже когда–то начинала в народном театре при тогдашнем Доме культуры железнодорожников.
– Безусловно, в профессиональном театре больше мастерства, больше каких–то вещей, которым надо учиться. Конечно, много даёт и высшее театральное образование. Но я вспоминаю те дни в народном театре, когда мы просто горели творчеством. Мы думали только об этом. Это становилось едва ли не жизнью. А профессиональный театр – это всё–таки работа.
Актёру Тлеку МУЗАФАРОВУ всего 20 лет, но он уже уверенно чувствует себя на сцене. Правда, учиться придётся ещё многому.
– Неизвестно, как дальше получится, – говорит Тлек. – Может, я стану театральным актёром или в кино. Как жизнь покажет. Но главное – сейчас мне это нравится.
|