Над кем смеётесь? Над собой смеётесь?
Это событие в театре решили отметить с особым размахом. От суетных встреч со СМИ во время работы над спектаклями творческие коллективы отказывались, зато впервые в истории театра собрали перед премьерой пресс-конференцию. Хлестаков тоже любил выступать публично, перед пентюхами из уездного города N.
Казахская труппа подготовила комедию «Ревизор». По задумке режиссёра Жулдызбека ЖУМАБАЕВА, к тихому, патриархальному быту российского города N добавились и наши традиционные заморочки, вроде «Маке, Баке, Саке». По мнению творческого коллектива, это сделало произведение из школьной программы особенно актуальным, когда речь идёт о коррупции. Вот только о взятках и кумовстве зрителю будут тонко намекать.
Однако к финансовой стороне спектакля возникает больше вопросов, чем к режиссёрской концепции и какой-либо трагедии маленького человека. Бюджет спектакля составил 5 миллионов тенге. Для сравнения: обычный спектакль обходится бюджету области примерно в 1 миллион. Но для постановки классического произведения, где богатые декорации и яркие сценические костюмы, сумма не кажется такой внушительной. Практика приглашённых режиссёров из других городов для актюбинского театра уже давно стала нормой. Но впервые за историю театра им. Ахтанова стали на время приглашать актёров.
Нет ли у вас денег взаймы, рублей четыреста?
Для участия в бессмертном произведении Николая Васильевича из Алматы в наш скромный театр был приглашён Булат АБДИЛЬМАНОВ. Актюбинским зрителям он больше известен по фильмам «Бойся, враг, девятого сына», «Дорога к матери» и сериалу «Саранча». Пару ему на сцене составит актриса Айгуль ИМАНБАЕВА. Они отыграют только первые 5 спектаклей, и дальше их сменят актюбинские актёры. Несмотря на то, что в «Ревизоре» будут играть казахстанские звёзды, цена на премьерные спектакли не поднимется, а вот бюджет театра оскудеет. За участие в спектаклях актёры запросили от 600.000 до 1 миллиона тенге. Это не считая транспортных расходов и проживания в Актобе. Однако директор театра считает, что привлечение звёзд очень выгодно:
– В первую очередь это маркетинг. Не секрет, что молодежь порой не знает, где находится театр драмы. Узнав, что в спектакле будут играть знаменитости, они придут на премьеру, потом им тут понравится, и они будут ходить на спектакли постоянно, –поделился ожиданиями директор АОДТ Нурхан КАДИРБАЕВ.
С Пушкиным на дружеской ноге
Подобное решение кажется странным. Приманить будущих театралов предложением поглазеть на звезду из телевизора, конечно, хорошая идея, но функцию GPS-навигаторов, указывающих, где расположено здание драмтеатра, давно возложила на себя администрация. Именно она продаёт большие партии билетов в учебные заведения. А уж школьников и студентов потом сотнями загоняют на спектакли, особенно, если это нечто, поставленное по произведениям из школьной программы. К тому же, наша публика изголодалась по недорогим зрелищам, и аншлаги на премьерах наших трупп – вполне привычное явление. Так что собрать полные залы на премьеру, да ещё и на классику, можно и без звёздного состава.
Приглашать знаменитостей на пару спектаклей было модно в застойные времена. Когда спектакль отыгрывали несколько сотен раз и интерес зрителя к нему пропадал, то хитрые администраторы просили сыграть одну из ролей популярного актёра. Бонусом служила творческая встреча с публикой после спектакля. Нужно ли говорить, что такие антрепризы проходили мимо кассы, а билеты на них стоили в десятки раз дороже обычных. Проходило это не совсем легально, и разница оседала в карманах звезды и приглашающей стороны, но все были довольны. И приглашённые актеры, уехавшие с целым состоянием, и администрация, за день выполнившая месячный план по реализации билетов.
Талант есть. Образования нет
Русская труппа тоже подготовила театралам премьерный показ. Спектакль-притчу «Чёрная бурка» поставил гость из Алматы актёр Казахского академического театра для детей и юношества Данияр БАЗАРКУЛОВ. В постановке идёт речь о верном долгу псе Тузаре, который противостоит вожаку волчьей стаи. Внимательный зритель найдёт там аналогии с карьеристами, готовыми идти по трупам, начальниками-деспотами, тихими мудрецами, коварными стервами – и, конечно же, коррупцией. Редкий казахстанский спектакль не касается этой тематики. Несмотря на глубину, постановка обещает быть интересна зрителям всех возрастов, от школьника до пенсионера. Каждый найдёт в ней что-то своё. По словам Данияра, в «Чёрной бурке» есть то, что необходимо нашему театру, – этика и эстетика. Однако, чтобы донести это до зрителя, с русской труппой пришлось поработать.
– У меня сложилось очень хорошее впечатление о русской труппе. Они действительно хотят работать. Но у многих нет актёрской базы, нет даже театрального образования. Кроме режиссуры, я был для них ещё и педагогом, – заявил Данияр Базаркулов.
Бюджет «Чёрной бурки» тоже составил 5 миллионов тенге, но приглашённых знаменитостей там нет. Есть только надежда, что зрители, посетившие «Ревизора», не забудут, где находится драмтеатр, и как он выглядит изнутри.
Театр начинается с гримёрки
Работа над спектаклями проходила в короткие сроки. Главная проблема драмтеатра, как здания, вмещающего две труппы, до сих пор не решена. К коротким срокам добавилась нехватка гримёрок, репетиционных площадок, да и технический персонал вынужден работать сверхурочно, чтобы обеспечить всем необходимым оба коллектива. Приятная новость о том, что театр драмы снова будут реконструировать, пока не мотивирует. Если всё сложится гладко, то изменится зрительный зал. Появится новое световое и звуковое оборудование, оснащение сцены позволит воплощать самые смелые режиссёрские задумки. Деньги на это из областного бюджета уже выделены. Вскоре театр должен стать третьим по оснащению в Казахстане. Хотя вопросы с нехваткой помещений и техперсонала, а также профессиональным уровнем сотрудников до сих пор остаются открытыми, и в ближайшие годы перемен не предвидится.