«Мы убогие, а вот поём!»
Завязка на первый взгляд проста
Семь вокалисток самодеятельного ансамбля русской песни «Наитие» собрались за праздничным столом, по случаю юбилея своего творческого коллектива. За 10 лет столько всего прожито и спето – есть что вспомнить и определить планы на будущее. Но всё может разрушить неожиданно появившаяся Роза, или (как её прозвали впоследствии героини постановки) Баба Шанель. Она хочет стать единственной солисткой в ансамбле, а бабушек заставляет играть роль разве что подпевки, да и то в тени сцены.
Несмотря на комичность ситуации, спектакль проникнут человеколюбием, теплотой и добром. Вокалисток певческого ансамбля объединяет то, что все они состоят в районном обществе инвалидов и переживают так называемый «возраст дожития», когда земля их вроде бы и носит, но вот социум их уже не выносит. Бабушкам от 70 до 90 лет, и каждая из них страдает либо склерозом, либо плохим зрением, либо наличием больных суставов. В то время как Роза, или баба Шанель, 55 лет от роду, более молода и мелодична, чем и сразила 30-летнего худрука ансамбля Сергея Сергеевича, мечтающего за счёт омоложения состава пробиться с ансамблем на американскую сцену.
«Цените ближнего своего»
Несмотря на комедийное начало, анонсированное на афишах театра, действо, развёрнутое на сцене, таит в себе потаённый смысл. Как утверждает режиссёр постановки Вячеслав Виттих, этот смысл будет у каждого зрителя свой:
– Скрытый подтекст, конечно, есть. Но я, как режиссёр, не имею права говорить о том, что сам сокрыл в своём творении: пусть зритель сам постарается его найти, – говорит Вячеслав Алексеевич. – Но даже если зритель не найдёт спрятанный мною смысл, то индивидуально для себя найти свой посыл должен каждый. Этот поиск будет у них проходить на основе наболевшего в душе. Кто-то, может быть, боится признаться в этом «больном» самому себе, и тогда просмотр спектакля поможет ему преодолеть этот барьер между собой и своим внутренним «Я». В «Бабе Шанель» заложено достаточно пластов, чтобы удовлетворить поиски каждого зрителя. Во всяком случае, я постарался заложить как можно больше тем для зрительских дум. При просмотре что-то своё может найти как пожилое поколение, так и молодое, и это несмотря на то, что в спектакле главные героини – это бабушки. Надеюсь, что молодёжь при просмотре придёт к осознанию того, ради чего она живёт. Например, я рассчитываю, что моя постановка позволит в итоге зрителю взглянуть на мир под другим углом: глазами доброты. Может, кто-то из них после спектакля придёт домой и скажет своей бабушке (дедушке, маме или папе): «Спасибо, что существуете в моей жизни! Спасибо за то, что вы дали мне в этой жизни!». В общем, этот спектакль – о жизни, и о том, что нужно её ценить, равно как и своих близких.
Не растрачивать жизнь впустую – вот один из подтекстов творения Николая Коляды и Вячеслава Виттиха. И достичь этого можно во многом за счёт добрых побуждений и дел по отношению к окружающим.
Широкий спектр характеров
«Не бывает в мире случайностей. Каждый играет свою роль в глобальном механизме жизни, даже случайный прохожий». Такого мнения придерживается и Вячеслав Виттих. Его подопечные в лице актёров драмтеатра, исполнивших роли в «Бабе Шанель», убедились в этом на собственном опыте. «Баба Шанель» подразумевает одновременное пребывание большого числа действующих лиц на сцене. Под каждого из них прописан сценарий, у каждого из них свой характер, своя личность, и, следовательно, у каждого актёра своё видение играемого им персонажа.
– Ох, сколько конфликтов возникало между актёрами на репетициях этого спектакля! – восклицает актриса Ангелина НЕДЮЖИНА, сыгравшая роль бабушки, Капитолины Петровны. – Спасибо огромное Вячеславу за то, что он появился в нашем театре с этой постановкой, объединил нас и открыл в каждом из актёров нечто новое. Лично я на 50% похожа на свою героиню, что помогло мне вжиться в роль. Думаю, каждая актриса на сцене всегда играет частичку себя
Мультиличность и ностальгия
Задумка творцов «Бабы Шанель» в какой-то степени удалась, исходя из слов, сказанных зрителями, причём разных возрастов.
– Необычная обстановка на сцене: выстреливает там, откуда ты не ждёшь, – считает театрал Дмитрий. – Пьеса, скажем так, не новая. Её все знают. Но есть в ней что-то такое, что продолжает ломать мозг, во многом за счёт наличия большого количества пластов. Многослойность заключается в том, что каждая из героинь, по сути, играет несколько ролей. Например, одна из бабушек – это олицетворение одиночества, непонятости и непринятости в социуме. Это постановка о человеке как таковом и творческой личности, в частности. Ведь бабушки в ансамбле хоть и поют, но современному слушателю они, исходя из сюжета, не нужны. Честно, я не ожидал такой головоломки от данного спектакля...
– Это довольно интересный спектакль, – считает 24-летняя театралка Арина. – Особенно порадовал он на контрасте с предыдущим спектаклем драмтеатра: драмой «Мёртвые души», после которой я теперь на «Бабе Шанель» чувствую некое расслабление. К тому же, мне приятно смотреть на сегодняшнюю сцену из-за наличия там хорошего актёрского состава. Каждый персонаж по-своему раскрывается, и это приятно.
– Просмотр этого спектакля поднял из глубин моей памяти советские времена и свойственный тому периоду людской дух, – вспоминает пенсионер Серик КАЛДЫГУЛОВ. – В этот театр я уже давно хожу, но это творение мне было приятно смотреть, потому что почувствовал уход от современных трендов и возврат в прошлое.