Музыка Людовика Эйнауди собрала полный зал в Актобе
– Я в таком приятном потрясении! – поделилась своими впечатлениями после концерта актюбинка Бибигуль УРАЗБАЕВА. – Одни мурашки, сложно подобрать слова. Только прилетела сегодня, и сын сделал такой подарок – билет на концерт мне со снохой.
Больше бы таких коллективов приглашать, чтобы могла ходить не только молодёжь. А то нечего слушать сегодня, песни-однодневки. А здесь звучала скрипка, я вообще очень люблю скрипку…
О том, что в Актобе ожидается приезд алматинских музыкантов с интересным репертуаром, стало известно два месяца назад. В «Инстаграме» сложно было не заметить эффектную рекламу, которая постоянно попадалась на глаза. 28 июля проект «Tynda music» приехал в наш город. Что такое «Tynda music», рассказал руководитель проекта Айдос МЕНДАЛИЕВ.
– До этого все наши концерты проходили в Астане и Алматы, – говорит продюсер. – Но мы хотим, чтобы и у жителей других городов была возможность слушать качественную музыку, поэтому организовали тур по всему Казахстану. В этот раз мы играем произведения всемирно известного итальянского композитора Людовика Эйнауди. Как-то на одном концерте я услышал произведения Эйнауди, предложил музыкантам расширить программу и выступать на больших площадках. У нас сформировался камерный ансамбль из 7 человек. Это музыканты, которые все вместе учились в консерватории. Мы будем добавлять новые программы, форматы в наш репертуар, поэтому будут меняться и составы музыкантов.
– В каждом ли городе есть технические условия для выступления вашего камерного ансамбля?
– Для этой программы нужны рояль, свет, звуковая аппаратура и, конечно, это должен быть большой зал. Но, знаете, не во всех городах есть такие залы, как в Актюбинской областной филармонии. Когда маленькие, делаем два концерта, чтобы все могли попасть на наше выступление, так было в Павлодаре и в Семее, где залы на 800 и 300 человек.
– Меня поразил отзыв девушки, которая сказала, что пропустила концерт в родном Алматы, и поэтому поехала в Караганду. Вот это сила музыки…
– Да, есть такие зрители, которые приезжают из других городов. Нам пишут люди из разных провинций, что очень ждут нашего приезда. Там очень мало такого культурного досуга. Особенно много писали из Семея и Усть-Каменогорска. В Актобе за месяц раскупили все билеты, и ещё остались люди, которые не успели купить. Здесь, по-хорошему, вообще надо делать два концерта, и второй раз зал будет так же забит.
– Люди идут на имя итальянского композитора?
– Прежде всего, сработала мощная реклама. Любой концерт можно преподнести так, что пойдёт полгорода. И если человек один раз увидел рекламу, не факт, что он сразу купит билет. Эта афиша должна постоянно мелькать перед его глазами. И, конечно, мелодии Эйнауди – трендовые, которые часто можно услышать в «Инстаграме» и «Тик-Токе». И хоть музыка грустная, лирическая, она очень популярна. Настоящая популярность к композитору пришла после фильма «1+1», где играли его саундтреки. Наша аудитория – молодые люди от 20 до 35 лет, которые активно пользуются соцсетями. Но у нас будут программы и для других возрастов. Чем больше в городах проходят концерты, где звучит качественная музыка, тем культурнее и образованнее становится население.
Сначала докажи за границей
В программе музыкантов 15 произведений Людовика Эйнауди. На сцене звучали рояль, скрипка, виолончель, альт и ударные инструменты.
– Легко играть, если просто поставить ноты, а вот переосмыслить и показать своё прочтение – это сложно, – замечает скрипач-музыкант Жалгасбек РЫСБЕРДЫ. – У нас разные аранжировки произведений Эйнауди, начиная с соло рояля и заканчивая игрой всего камерного ансамбля. Все инструменты классические, даже ударные – живые, а не ударная установка, на которой сейчас все играют. В одну музыкальную композицию мы добавили кобыз. Казалось бы, время технологий, но люди сейчас тянутся к классике, живой музыке. Людовико Эйнауди – это неоклассика, то есть классическая музыка, вы можете услышать в ней Вивальди, но с добавлением современных стилей. Музыка очень простая, быстро ложится на слух и в то же время – гениальная.
– Что вы чувствуете, когда играете произведения Эйнауди?
– Ты в это время там, где лес, горы и снег. Наверное, где-то в Скандинавии.
И звучит эта музыка.
– Как вы думаете, среди казахстанских музыкантов есть такие, имя которых будет собирать полные залы?
– Есть композиторы хорошие, но это всё будет проходить не на таком уровне. К примеру, композитор Куат Шельдибаев пишет саундтреки для фильмов и автор песни «Отан Ана», которую пел Батырхан Шукенов. Мне кажется, только за одну эту песню он достоин всех высших похвал. Но почему-то пока ты не «выстрелишь» в других странах, свои не признают талант. Да, есть те, кто пробивается, здесь ещё и доля везения. Но не у всех есть возможность выехать за границу. Честно говоря, если бы мы ставили концерт и не сказали, чьи произведения играем, возможно, к нам бы тоже никто не пришёл, потому что мы не настолько известны.
Успели на той – успеем и на концерт
Концерт длился полтора часа. Хотя ведущий накануне и сказал, что не надо ожидать бурю эмоций, но как раз именно эмоции просто захлёстывают, когда слушаешь такую прекрасную живую музыку. Закрываешь глаза и слышишь…
– Блин, свет в зале выключили, а как мы свои места найдём?
– Да ты телефоном посвети, там номера на креслах.
– Да где? Ничего не вижу! Сам посвети!
Это опоздавшие искали в потёмках свои места. Люди, конечно, тянутся к высокой культуре, но культура пока к ним не тянется. Концерт начали на 15 минут позже, потому что в зале ещё было много свободных мест. Мне кажется, наши зрители перепутали музыкальный вечер с тоем или футболом, когда можно прийти в любое время – и будет вовремя. Сколько шёл концерт, столько и шли потоком опоздавшие. Протискивались через кресла, наступая на ноги сидевших, светили экраном телефона, перешёптывались. Вся эта мышиная возня продолжалась весь концерт. Мой совет организаторам таких мероприятий: если ваш концерт начинается в 19.00, то на афише нужно указать время на 2 часа раньше, авось все как раз соберутся к семи...возможно…
Зрители не хотели отпускать музыкантов после концерта, и они исполнили на бис «Experience».