Музыка их связала
– Вторая работа – моя отдушина. Здесь я музицирую и отдыхаю, – признаётся инженер КИП.
И на дуде игрец
В офисе-студии у Айгуль непривычно тихо. Но это временно – по вечерам и в выходные дни, когда проходят занятия, здесь шумно. Сейчас гитары и укулеле висят на стене, по углам комнаты – синтезатор и барабанная установка. Но большая часть коллекционных музыкальных инструментов расположилась в специальных ящиках. К каждому предмету их хозяйка относится бережно, но особого почитания нет.
– Я не для того их собираю, чтобы они пылились на складе или полках. Хотят потрогать, поиграть – пожалуйста! Каждый предмет должен быть открыт и приносить пользу, – считает моя собеседница.
Собственно, о коллекционировании наша героиня и не помышляла: 7 лет назад Айгуль приобрела ксилофон – первый музыкальный инструмент для новорождённой дочери. Он и сейчас функционирует.
– Кстати, дети очень его любят, – улыбается женщина. – Поэтому позже приобрела ещё несколько, чтобы не было ни у кого претензий.
Больших инструментов в коллекции наберётся больше 20, ещё около 40 – мелких. Музыкальные предметы из разных стран, разного направления. Практически всё (кроме детских шумовых инструментов) – куплено по объявлениям. Приобретать новое – так и разориться можно.
– Самый дорогой в коллекции – жетыген – бывший в употреблении, конечно. За него отдала 110.000. Виолончель (опять же, «с рук») за 70.000 тенге отдали. Я непрофессиональный коллекционер, но мне это интересно. Мне больше импонируют восточные музыкальные инструменты. Красивая музыка получается, которая гармонирует с природой.
Недавно Айгуль освоила глюкофон. Удивительный инструмент, выдающий не просто музыку, но ещё и излучающий вибрации, положительно действующие на организм.
Всё для дочери
В детстве Айгуль Макашевна хотела играть на флейте, но не сложилось. Зато самостоятельно освоила игру на гитаре, фортепиано. Дальше – больше. Укулеле, барабаны, даже смычковые и духовые инструменты поддались упорству и трудолюбию Жумагалиевой.
– У меня мама тоже самоучка – прекрасно играет на гитаре и поёт. Скорее всего, моя тяга к музыке – это от неё.
Но вернёмся к дочери Айгуль – Раушан. В 3 года девочка детально разбиралась в инструментах, музыка прекрасно влияла на её развитие – она была общительной, усидчивой, не по годам развитой…
– Сейчас ей 7 лет. Я бы хотела вам сказать, что она стала супермузыкантом, но это не так, – улыбается Айгуль. – Мы ведь занимались для себя. Мы хотели, чтобы она знала звучание инструментов. Как это часто бывает, девочка просто «объелась» музыкой. Решила стать художником… Я её не отговариваю. Педагоги говорят, что и в этом направлении у неё неплохо получается.
Ушами младенцев…
Чтобы музыкальные инструменты действительно приносили пользу, Айгуль Жумагалиева на общественных началах решает проводить своеобразные музыкальные лектории. В России это направление популярно давно, причём пользуется огромной популярностью. В Казахстане, к сожалению, об этом даже мало кто и слышал.
Быть первопроходцем нелегко, но Айгуль преграды не останавливали никогда. В 2016 году в свободное от основной работы время инженер КИП договаривалась с детскими садами, загружала в свою машину инструменты и везла. Дошколята с удивлением разглядывали флейты, колокольчики, гитары и прочие шумелки-свистелки.
– Всё приходит с опытом. Когда я это только-только начинала, то думала, что отсутствие конкуренции – это хорошо. Ничего подобного! Малыши зачастую неусидчивы, а привлечь их внимание очень сложно. И я поняла вот что: им не нужно много рассказывать о том, откуда этот барабан или флейта, им нужно дать поиграть ими. Чтобы они сами прочувствовали звуки и мелодии.
Со временем, на основе знаний и опыта японских, американских и российских коллег, Айгуль выработала собственную методику ознакомления детей с музыкальными инструментами. А осенью 2017 года женщина решила стать предпринимателем и открыла небольшую музыкальную студию.
Быть или не быть?
Быть социальным предпринимателем в Казахстане – дело неблагодарное и невыгодное. Но Айгуль всё же решила попробовать. Ездить в детские сады практически перестала, зато стала рассказывать 2-3-летним малышам о музыкальных инструментах и показывать их звучание у себя в студии. Стоимость всего действа – несколько тысяч тенге в месяц.
– Целый год я работала в минус, едва аренду студии покрывала. А ведь нужно ещё приобретать новые инструменты, чтобы интереснее было. Были моменты, когда хотела закрыть своё начинание, – признаётся бизнесвумен. – Но когда видела, как счастливы были дети, с какой радостью они рассказывают родителям о домбре, скрипке или балалайке, то сразу же отгоняла от себя мысли о закрытии своего дела. На самом деле, внутренне поняла, что искусство и образование – не те сферы, где можно заработать миллионы. Сейчас моя цель – привить подрастающему поколению интерес к инструментам, к музыке…
Интересно, что благодаря таким музыкальным азам, многие дети стали более активными, у них появляется тяга к познанию чего-то нового. Особенно это касается тех, кто по разным причинам не посещает детские сады.
Нет новизны – нет денег
Если вы думаете, что предпринимательница не делилась своими мыслями с представителями власти, то ошибаетесь. Айгуль не надеялась на лёгкие деньги, а решила побороться за грант от палаты предпринимателей. Написала бизнес-план по развитию музыкальных кружков в садиках, подготовила выступление, рассказала членам комиссии о результатах… Но ничего не вышло, проект завернули с резолюцией «Нет новизны».
– Я не особо расстроилась, понимала, что надеяться нужно только на себя. Если бы сказала, что буду заниматься с особенными детьми, то выиграла бы. Некоторые, кстати, так и делают. Но зачем буду обманывать и себя, и других? Я не отказываюсь от этого направления – у меня был опыт работы в коррекционных садах. Но тут одной музыки мало, нужны квалифицированные специалисты, нужно другое помещение, оборудование. Да и эмоционально это тяжело. Может быть, в будущем открою группу для особенных детей, но не сейчас…
Во время беседы Айгуль неоднократно сетовала, что государству нужно бы больше уделять внимание развитию детей и в музыкальном направлении. Создавать государственно-частное партнёрство с привлечением малого и среднего бизнеса.
– Чтобы удержаться на плаву, мы вынуждены открывать мини-группы и проводить индивидуальные занятия. Учим игре на инструментах, нотной грамоте, подключаем пение. Но ведь обучаться платно не каждый себе может позволить...
Где ж их взять-то?
На той же комиссии по распределению грантов Айгуль подняла наболевшую тему, на которую, к сожалению, пока не обращают внимания. В Казахстане катастрофически не хватает детских песен на казахском языке. Найти их на русском, английском и других языках – не проблема.
– Заводных песен для детей, чтобы можно было под них танцевать, таких раз-два – и всё. Кюи казахских авторов слишком сложны. Как я выхожу из ситуации? Подбираю стихи на казахском языке, беру музыкальный инструмент и сама придумываю мелодии… Я ведь хотела потратить часть денег с гранта на звукозаписывающее оборудование, услуги казахских поэтов, чтобы создавать отечественные песни для малышей, но эта тема членам комиссии показалась не интересной…
Вот и выходит, что зачастую знакомство с миром музыки для актюбинских малышей начинается с классики (Моцарта, Бетховена) и русских народных танцевальных песен.
Таланты-самоучки
К различного рода детским музыкальным конкурсам у предпринимательницы двоякое отношение: с одной стороны, такие шоу дают детям «дорогу в жизнь» и славу. А с другой…
– Зачастую участие в таких музыкальных шоу – платное. Поэтому теряется ценность самих дипломов и призовых мест. Опять же: кому-то это нужно, другим детям – нет. Они учатся играть на инструментах для себя. А талантов в Казахстане много… И поют дети не хуже нынешних популярных раскрученных подростков. Другое дело, что не у всех есть возможность обучаться. Открывали бы мир музыки с детского сада, может быть, и о казахстанских дарованиях мы слышали чаще, – уверена Айгуль Жумагалиева.