Платья в национальном стиле привезли мастерицы Мугалжарского района.
Одной из самых значимых дат этого года является празднование 550-летия Казахского ханства. В эти дни в стране звучат имена великих батыров и ханов, внёсших заметный вклад в становление государственности.
В Актобе празднование 550-летия со дня образования Казахского ханства началось с возложения цветов к памятнику Абилкайыр хана. Для потомков хана Младшего жуза, как и для всех участников мероприятия – это волнительный момент.
Под предводительством смелого правителя казахские воины обороняли Ташкент, Туркестан, Сайрам, нанесли первые крупные поражения джунгарам в битвах у реки Буланты в 1728 году и в местности Ит-Ишпес около Балхаша в 1730 году. Именно тогда был развеян миф о непобедимости джунгарского войска, а казахский народ поверил в победу над внешним врагом.
НА ЛЮДЕЙ ПОГЛЯДЕТЬ И СЕБЯ ПОКАЗАТЬ.
Территория перед Дворцом спорта «Коныс» превратилась в небольшой этноаул «Напевы великой степи»: было установлено 12 белокрылых юрт, в каждой из которых выставлялись изделия ручной работы мастеров из разных городов Казахстана, России, Монголии, Киргизии. Там же были проведены мастер-классы для посетителей по ювелирному искусству, ткачеству, по работе с войлоком и керамике.
Мастерица из Мангыстауской области, села Бейнеу, Алтын КАРАБАЛИНА на выставку привезла юрту, которую своими руками собрала её многодетная семья.
– Этой юрте 57 лет. Её готовили специально для тоя, несколько раз обновлялись устаревшие части. Зимой мы разбираем её, храним в сухом и чистом месте, а весной, как потеплеет – собираем вновь. 40 человек легко помещаются за дастарханом. Всё убранство внутри сделано вручную: это большой труд, – заключает мать-героиня.
Многодетная мама обучила своих дочерей и снох изготовлять убранство жилища степняков. 76-летняя мастерица уверена, что каждая хозяйка должна уметь шить, вязать и плести из нитей.
Здесь же умелица из Монголии Роза АЛДАНЫШКЫЗЫ провела мастер-класс по изготовлению покрытия юрты.
– Я использую нить, которую получают из шерсти баранов. На специальном станке мы собираем полотно, которое в будущем будет сохранять тепло в нашей юрте. В Монголии немало казахов, но даже вдали от родины мы не забываем о ней, стараясь сохранить культуру нашего народа, – говорит мастерица.
Кроме того, Роза апа привезла кошельки, сумки и корпе ручной работы.
К СВАДЬБЕ ГОТОВЫ!
Сегодня всё чаще на девушках можно увидеть платья в национальном стиле. Если несколько лет назад их надевали лишь невесты на свадьбу, то сегодня платья с орнаментами украсят самую изысканную даму на любом торжестве – будь то день рождения, корпоратив или другая вечеринка.
Несколько лет назад жительница Кандыагаша Райса БИСЕНОВА открыла ателье «Орнек».
– Каждый орнамент на одежде мы изготавливаем вручную. Сначала рисуем его на бумаге, а после переносим на ткань, вырезаем и пришиваем к изделию. Это платье невесты стоит примерно 25 тысяч тенге, – показывает мастер.
Её коллега Дамеш САРЫМСАКОВА считает, что дети должны с детства носить казахский национальный костюм, и не только в Наурыз – тогда казахи будут чтить культуру своего народа.
Несколько лет назад женщина готовилась к свадьбе сестрёнки, собирала ей приданое и готовила сувениры, тогда и появилась задумка начать своё дело. Сегодня Дамеш апа шьёт сумки, сувениры, одеяла в национальном стиле.
Представители Мугалжарского района продемонстрировали новинку – «корпе кап» («мешок для одеял»), который вмещает 15 разноцветных, не похожих друг на друга экземпляров.
– Заходишь к нам в юрту, а выходишь со всем необходимым для замужества. Хоть сейчас забирай невесту! – смеётся сотрудница историко-краеведческого музея Мугалжарского района Лилия ШАМГАЛИЕВА. – На эту выставку мы привезли работы наших мастериц. У каждой из них своя история, но их объединяет то, что каждая старается показать богатство культуры нашего народа, что если не лениться, то собственные руки всегда прокормят человека.
Каражан НОГАЕВА шьёт национальную одежду, о которой многие забыли.
– Күпі – это верхняя одежда, чем-то напоминающая шапан. Изготавливают его из бараньей шерсти, надевают его весной, осенью и зимой. Носили его и богатые, и бедняки: богатые оформляли ворот шкурой животного, а бедняки – простым орнаментом. Жительница Мугалжарского района сумела восстановить эскиз одежды, сейчас она рассказывает молодёжи об одеянии предков. Здесь всё, начиная от материала, заканчивая оформлением – восстанавливали с помощью научной литературы, – объясняет Шамгалиева.
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВСЕХ!
Гостья из Нижнего Тагила Жанна ОВЧИННИКОВА поделилась с собравшимися секретами лаковой росписи подносов.
– Мастерицы раньше рисовали на коленях, я сегодня работаю на столе, чтобы всем было видно. Для работы нам понадобятся масляные краски, железный круглый поднос. Начинаем рисовать тагильскую розу: чтобы она расцвела, накладываю лепесточек на лепесток, – объясняет художница.
Специалист ловко справляется с кистью, придавая новую жизнь подносу.
– Раньше я работала на производстве – в день нужно было расписывать определённое количество подносов. В какой-то момент я поняла, что нужно идти дальше, и начала вести кружок – обучать деток. После окончания академии искусств осталась преподавать там, – рассказывает Жанна. – Несмотря на то, что мы выдерживаем все традиции нашей уральской росписи, она видоизменяется. Меняется композиция, добавляются цветы и лепестки.
Александр и Альфия ГУРИНЫ привезли поделки из бересты.
– Когда ехали к вам сюда, удивились тому, что нет берёз – в нашем краю их очень много. Работаем мы с этим удивительным материалом более десяти лет. В начале девяностых годов окончили Уральское училище декоративно–прикладного искусства в Нижнем Тагиле, отделение дизайна предметов быта. За годы учёбы каждый из нас работал с различными материалами: дерево, кожа, керамика. Но, попробовав работать с берестой, поняли, сколько удивительных возможностей хранит в себе этот материал. Чтобы работать с берестой, нужно знать её секреты. К примеру, она отделяется с середины июня по середину июля. После снятия её нужно уложить в пачки, связать так, чтобы она оказалась под прессом и не скручивалась, – объясняет Александр.
Мастера освоили традиционные приёмы обработки бересты – тиснение, берестяное плетение и резьбу по бересте, но фантазия постоянно подсказывала им что-то новое. Так появились целые архитектурные композиции, берестяные модели парусников, магниты и напёрстки.
– На изготовление этих бабочек уходит 3-4 часа. Всю резьбу мы делаем ножами. Сначала размечаем, а потом режем, но делать это нужно так, чтобы все элементы соприкасались друг с другом. Кроме того, туески (в виде коробочек для сыпучего) можно использовать в быту. Мы храним в них лекарства, травяной чай и приправы.
Поделки из бересты – не характерный для Актобе промысел, потому они пользовались большим интересом у горожан.
КРАСОТА И НЕ ТОЛЬКО.
Алматинка Кулян ЖАНКУТТЫ не понаслышке знает о полезных свойствах войлока. Работа с экологически чистым материалом доставляет удовольствие мастерице:
– У меня своя мастерская, которая работает с 2006 года. Войлок – очень добрый материал, если его любить, он всегда ответит взаимностью. Шерсть мы сами обрабатываем, стираем, расчёсываем – всё лето уходит на эту процедуру. А затем начинается процесс валяния. Наша продукция не только красивая, но и полезная: обувь делает микромассаж, – демонстрирует продукцию Кулян апа.
В коллекции Кулян Жанкутты можно увидеть дамские шляпы, тюбетейки, жакеты, калоши, тапочки и многое другое.
Карагандинка Ардак ЕМЫЛГАЗЫ познакомила актюбинцев и гостей праздника с казахской национальной посудой, сделанной из дерева.
– Это астау – посуда под мясо, это – чаши для сладкого, пиалы для сорпы. Мой супруг занимается изготовлением национальной посуды – в Караганде она пользуется спросом. Для того, чтобы из материала получилась необходимая продукция, нужно с любовью подходить к каждому заказу, – демонстрирует Ардак.
Большой интерес участников выставки вызвал кобыз ручной работы. Игра на национальном инструменте погружает слушателя в старину.
Детвора не отводила взора от деревянных мечей – скорее хотелось испробовать их в бою.
– Это игрушки для маленьких батыров – в старину каждый мужчина умел держать меч в руках. Такие игрушки – это своего рода напоминание о богатой истории нашего народа, – объясняет Емылгазы.
Разговор об истории и богатой культуре кочевников продолжили представители творческого объединения «Текемет» Салтанат КУСПАЕВА и Тогжан БАБИЕВА. Девушки привезли коллекцию картин, посвящённых празднованию юбилея Казахского ханства. Каждая работа – это не просто произведение искусства, каждая картина несёт определённую философию.
– 2600 лет назад жила таксайская принцесса – её мы и изобразили на картине. Не все учёные были согласны, что саукеле казахов идёт с сакских времён, а поскольку головной убор принцессы имеет конусообразный корпус, стало понятно, что он заимствован именно у сакских племён. На головном уборе изображён земной мир, мировое дерево «Байтерек» и птицы. На таксайском гребне представлена сцена битвы Ахаменинского Ирана с саками массагетами. В руках принцессы мы изобразили золотую птицу, как символ надежды на лучшее. Дерево, кожа, холст, разные техники объединились в один ансамбль, и получилась такая картина, – поясняет Тогжан.
Прежде чем приступить к работе, художницы выбирают материал и технику исполнения, в которой будет выполнена картина, а после продумывают сюжет.
– Во все времена истории были личности, которые брали на себя ответственность за весь народ. Если когда-то это были Джаныбек и Керей, сегодня – это елбасы. В этой работе восходящее солнце – надежда на светлое будущее. Дороги – как Шёлковый путь. К слову, никакой элемент картины не появляется на полотне просто так: каждый несёт смысловую нагрузку. Мы не копируем работы, разрабатываем эскизы самостоятельно – все творческие мысли имеют объяснения. В нашей коллекции есть сувенирные картины, которые может позволить приобрести себе каждый, и работы для ценителей искусства, – объясняет Тогжан.
И СНОВА О ВАЖНОМ.
Снимки самых значимых памятников архитектуры нашей области были представлены на фотовыставке «Выдающиеся памятники архитектуры Актюбинской области», прошедшей в здании партии «Нур Отан».
133 снимка, сделанных известным специалистом-этнологом и археологом, исследователем памятников зодчества Арало-Каспийского региона Сериком АЖИГАЛИ.
– Накопился огромный материал, и пришла идея организовать фотовыставку. Два года потребовалось, чтобы подготовить и отобрать лучшие и наиболее ценные снимки, – признаётся автор выставки.
Позже гости праздника – историки, учёные-исследователи, археологи и этнографы – приняли участие в научно-практической конференции «Развитие Казахского ханства: эпоха, события, личности».
Доктор исторических наук, завкафедрой археологии и этнологии КазНУ им. Аль-Фараби Аманжол КАЛЫШ считает, что сегодня Республику Казахстан можно назвать правопреемницей 25 государств, существовавших до образования ханства казахов: государства саков, усуней, Тюркский каганат, канглы и другие.
– Цель сегодняшней конференции – рассмотреть этапы образования Казахского ханства, раскрыть его значение для исторической судьбы казахского народа, рассказать молодому поколению о том, что сегодняшнее государство не могло бы существовать без такой насыщенной и яркой истории. 8-9 октября мероприятия, посвящённые празднованию 550-летия Казахского ханства, состоятся в Жамбылской области, – говорит Калыш.
На праздничные мероприятия в Актобе приехала историк и этнограф музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Инга СТАСЕВИЧ. Более 20 лет женщина занимается изучением истории и культуры казахов. Автор монографии «Социальный статус женщины у казахов: традиции и современность» считает, что проведение научно-практических конференций её участникам позволяет приблизиться к объективной оценке событий.
– Кунсткамера – это первый музей России, который организовал Пётр Первый. Наш музей собирает, изучает и хранит медные, фотоиллюстративные коллекции разных народов мира, в том числе и казахов. История собраний по казахской культуре нашего музея насчитывает более двухсот лет, собрано около тысячи предметов. В скором времени на официальном сайте Кунсткамеры появится онлайн-каталог всей казахской коллекции. Каждый посетитель сможет познакомиться с богатой культурой казахского народа, – рассказывает учёный.
Казахстанские коллеги наладили связь с именитым российским музеем: нередко свои экспозиции россияне привозят в нашу страну.
– Нас связывает более семи тысяч километров совместной границы, у нас общая история. Научная конференция проводится для того, чтобы приблизиться к объективной оценке событий. История – наука непростая, иногда сложнее узнать прошлое, чем прогнозировать будущее, – убеждена Стасевич.
– Говоря об истории Казахского ханства, сразу представляешь великих батыров, бескрайние степи, яркую, самобытную одежду. Мне интересно, как жили наши предки, поэтому с удовольствием принимаю участие в подобных конференциях – молодёжь должна знать историю своего народа! – уверен студент Ермек СМАГУЛ.
ПОЁМ ТЕБЕ ИСТОРИЮ, МОЙ КАЗАХСТАН.
В этот день прошёл республиканский айтыс акынов – лучшие импровизаторы получили призы. Желающих увидеть состязания самых смышлёных, ироничных, остроумных – оказалось немало. Участники словно бы перенеслись во времена наших предков. В битве за звание лучшего артисты не жалели ни голоса, ни инструмента.
Ближе к вечеру состоялось торжественное открытие памятника Тлеу батыру. Потомки отважного батыра признались, что с нетерпением ждали этого важного события.
Праздничные мероприятия продолжились в Айтекебийском районе. В селе Толыбай открылся музей Абилкайыр хана и мемориальный комплекс «Хан моласы», состоящий из мавзолея над могилой хана и памятного знака. Знак представляет собой высокий стилобат, поднятый над плоскостью степи, из центра которого гордо взмывают три стелы-знамени, покрытые тамгами всех казахских родов. Такая концепция отражает деятельность хана Абилкайыра, сумевшего в жестоких условиях войны с джунгарами объединить все казахские жузы в единый народ. Стилобат поднимается как ступенчатый курган, а возвышающиеся над ним стелы-кулпытасы можно сравнить с тамгами-гербами наших предков, они олицетворяют все народы и племена, участвовавшие в создании казахского этноса.
Динара ЖАНАЛИНА,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО