Мрачные тайны Карпат
Знакомство туристов с Карпатами начинается на водопаде Шипот. Жители Закарпатья всегда любили устраивать пикники в этом живописном месте, а сейчас тут ежегодно проходят фестивали этнической музыки. Любители народных мелодий спят в палатках или прямо под отрытым небом. Эти мероприятия привлекают сюда язычников со всей Европы. Те, в свою очередь, устраивают на полянках капища, строя лабиринты из камней и устанавливая деревянные идолища одним им ведомому божеству.
– А що це таке? – спрашивают туристы, наткнувшись на очередного божка.
– А дидко его знае! – отвечают местные жители. – Яку-то бисову буратину шлёндры тут поставили.
Тем не менее, алтарь «бисовой буратины» усыпан монетками, а кусты вокруг обвязаны ленточками. Оставляют их не язычники, а простые туристы, которым захотелось карпатской магии.
Украинские кинематографисты едва ли не ежегодно выпускают ужастики об оборотнях, русалках и упырях с Карпат. Действие этих лент практически всегда происходит рядом с туристическими тропами.
В годы войны немцы выстроили на Карпатах целую систему дзотов и бункеров, ведь Карпаты были очень важны в стратегическом плане. После войны бункеры облюбовали «лесные братья», прячась тут от советских солдат. И сейчас зловещие подземелья несут большую угрозу – ежегодно в них гибнут десятки любопытных туристов.
Достопримечательность с душком
Ещё одним туристическим направлением стало озеро Синевир. Чтобы попасть туда, нужно пройти два километра по крутой горной дороге. По краям тропы обосновались колоритные старушки, торгующие целебными травами, лечебными настойками, мазями и невероятно тёплыми носками из шерсти карпатских овец. Чтобы каждый раз не таскать товар на себе, они хранят его у дороги, в крохотных бревенчатых сараях на столбиках. При виде суровой старухи с пучками трав и бутылками зелья, которые она достаёт из домика на столбах, возникают стойкие ассоциации с Бабой-Ягой и избушкой на курьих ножках.
А вот само озеро Синевир сильно разочаровывает. Эффектно оно выглядит только на фотографиях, а на самом деле это лишь большая лужа, да ещё неприятно пахнущая. От Синевира тянет гнилой рыбой и тиной, а лошади, которых местные предлагают туристам для прогулки по побережью, оставляют горы навоза на «радость» наступившим в кучу рассеянным путешественникам.
– По легенде, это озеро появилось, когда графская дочь по имени Синь плакала над телом пастушка Вира, коварно убитого по приказу графа, – пафосно вещал гид со смотровой площадки.
– Кажется, Синь не наплакала озеро, а напИсала! – недовольно бурчала одна из любительниц селфи. – Или это убитый пастушок до сих пор разлагается.
Не съем, так наперчу
Туристическая инфраструктура хорошо развивалась на Карпатах ещё с советских времён, а при переходе на рыночную экономику гостиницы и кафе тут стали расти как грибы после дождя. Перекусить и отдохнуть после прогулки люди приходят в колыбы. Сейчас это просто кафе, стилизованное под бревенчатый терем, а раньше колыбами называли общие дома в лесу. Тут путник мог спастись от дождя и мороза, пастух загонял в колыбу скотину, если чуял, что рядом волки, а порой общие дома становились своеобразным клубом по интересам, где долгими зимними вечерами гуцулы беседовали на вечные темы за чаркой горилки.
Такие посиделки немыслимы без бограча, национального блюда гуцулов. Это очень густой и жирный суп с крупами и копчёностями, щедро приправленный паприкой и красным перцем. Такая традиция пошла с древности, когда разбойники из леса приходили к пастухам и отбирали у них все припасы. Но бограч был слишком острым даже для разбойничьих желудков, ведь жадные гуцулы специально сыпали туда побольше перца. Бограч готовят в казане на котле, и первую тарелку должен съесть тот, кто его готовил, чтобы неповадно было злоупотреблять специями. Туристам же подают не особо острое блюдо.
После обеда в колыбе можно прикупить сувениры, шубы и шапки из меха карпатского зверья, сушёные грибы, горный мёд, местный сыр. Сыр похож на привычную брынзу, только маленькие кусочки щедро пересыпаны пряностями. Это хорошая закуска к местным настойкам. Тут есть и совсем крепкие напитки в 70% на хвое (по вкусу напоминающие скипидар), и сладкие дамские наливочки на лесной землянике, чуть крепче полусладкого вина.
Колдуй, баба, колдуй, дед
На Карпаты люди едут не только за живописными видами и горным воздухом. В карпатских сёлах живут мольфары (колдуны), способные исцелить любую болезнь, снять порчу и решить с помощью магии трудную жизненную ситуацию. Свои услуги мольфары не афишируют, но недостатка в клиентах у них нет, несмотря на то, что колдуны селятся в труднодоступных деревеньках.
Правда, сейчас к их услугам обращаются либо легковерные, либо совсем отчаявшиеся люди. Мало-мальски образованный человек прекрасно знает, что это или самозванцы, или, в лучшем случае, старики, знакомые с народной медициной. А для того, чтобы произвести должный эффект на суеверного клиента, хватает гуцульского костюма, солидного возраста и чёрного кота в хате.
Последний настоящий мольфар Михаил НЕЧАЙ погиб в 2011-м году. Его убил шизофреник во время приёма. В своё время к Михайло Михайловичу не раз приезжал режиссёр Сергей ПАРАДЖАНОВ, чтобы проконсультироваться насчёт гуцульских обычаев и ритуалов для фильма «Тени забытых предков». Все обряды в этой ленте настоящие.
На похоронах Михаил Нечай был отпет православным священником, хотя хоронить его следовало по языческим традициям. Ни один из современных «мольфаров» не знал, как это делается, а сыграть спектакль с обрядами на похоронах они попросту боялись, суеверно опасаясь гнева духов и мести колдуна с того света.
Умный в гору не пойдёт
Самая высокая точка Карпат – это Говерла. Её высота всего 2.061 метр от уровня моря. Тем не менее, гора очень популярна. Её именем в Закарпатье называют магазины, обменники, марку крафтового пива, фирменные блюда, рестораны и целые торговые дома. Любопытно, что мольфары издревле отговаривали туристов подниматься на Говерлу. Дескать, гора не терпит легкомыслия и жестоко наказывает любопытных. Тем не менее, она исполняет желания. Только, чтобы оно сбылось, нужно отдать что-нибудь очень дорогое.
Совпадение это или нет, но президенты Украины на Говерле бывали дважды. В 2004-м году, накануне «оранжевой» революции, тут был Леонид КУЧМА, а в 2013-м, аккурат перед Евромайданом, жовто-блакитный прапор на вершине поднимал Виктор ЯНУКОВИЧ. Неизвестно, что загадывали высокопоставленные лица, но результат оказался плачевен для всей Незалежной. Леонид Кучма после покорения Говерлы получил желанные западные кредиты, но лишился поста президента. А когда над Карпатами подняли флаг Украины, у простых граждан сбылись мечты о безвизовых поездках в ЕС. Только платить за это пришлось Крымом, Донбассом и острым политическим кризисом в стране. Для Януковича визит на Говерлу тоже дорого обошёлся.