Молодой человек, во что вы верите?
Религия и молодёжь, казалось бы, на первый взгляд, понятия несовместимые, учитывая, что в последнее время молодые предпочитают материальное духовному. Их лозунги: «Заработать миллион в «Инстаграме»!», «Чем больше подписчиков, тем я круче», «Тик-Ток» – наше всё!». Но какие бы тенденции ни лидировали в головах молодёжи, невозможно не признать, что в основе любой культуры и цивилизации всегда лежит религия. Большинство из нас верит в Бога, будь он в виде Аллаха, Христа, Будды, Кришны... Любой молодой парень или девушка хоть раз в жизни при сильном испуге выронил шоковое «Бисмилля» или «О, Боже». Так или иначе – это «выдаёт» веру, хоть и мизерную.
Почему же в век цифровизации интерес молодых к вере всё ещё сохранился? Не угас? Это можно объяснить наличием следующих факторов:
1. В целом в менталитете нашего народа вера в Бога впитывается с молоком матери. Кого ни спросишь среди молодых, почти каждый второй ответит, что его дед или прадед были «муллой». Все наши привычки и даже обряды тесно связаны с канонами веры.
2. Вера во что-то остро нужна! Она закладывается бессознательно в человека с рождения. В зависимости от внешних факторов (родители, окружение, среда), вера либо крепнет, либо гаснет.
Но в течение жизни любой индивидуум пытается через чувства, разум, глядя на других, на природу, познать Бога.
3. «Легко ли быть молодым?»… Сейчас молодёжь находит успокоение в вере. Вокруг и так много давления и стресса. Религия стала как разновидность психотерапии, возможность через молитву упорядочить хаос в голове, накопленный за день, прошедший в бешеном темпе, успокоить сердце после тяжёлой утраты.
4. Возможно, для некоторых «верить»/«быть религиозным» – это что-то трендовое. В поисках себя молодым свойственно стремиться отличиться от остальных и заявить через одежду, религиозную символику, да и вербально – о себе, таком «хорошем».
«Стартовые, «сложные», «ровные» и атеисты
Что мы подразумеваем под словом «религиозность молодёжи»? Скорее всего, определённое состояние молодых людей, их групп и общностей, верящих в сверхъестественное, «священное», приверженность к какой-нибудь религии, принятие её правил и предписаний. Тут не будет лишним и упомянуть о «степени религиозности». Условно молодых, которые имеют прямое или косвенное отношение к вере, можно разделить на следующие категории:
– «Полная версия»: это молодые, родители которых придерживаются ортодоксальных религиозных взглядов. Соответственно, их дети будут знать Священные тексты наизусть, выполнять своевременно молитвы, возможно, одеваться канонически.
– «Стартовая версия»: ходят в мечеть по пятницам/в церковь по воскресеньям, отмечают канонические праздники. И на этом всё!
– «Ровные»: у них вера не проявляется в выполнении религиозных ритуалов и предписаний. Главное: верить «в душе». Обычно они говорят: «Я никого не убивал, ни у кого не воровал, совесть моя чиста».
– «Этнические»: «Я – казах, значит, я – мусульманин», «Я – русский, значит, я – христианин». Такие вот «заводские настройки» у них. Дальше дело не идёт.
– «Сложные»: к сожалению, в обществе среди молодёжи есть и такие типажи, причём как в исламе, так и в христианстве. На языке религиоведов их принято называть «приверженцы деструктивных религиозных течений», такие как псевдосалафиты, такфириты и т.д. В некоторых вопросах веры они схожи с «hard-версией», но с ними у них есть несколько существенных различий. Они слушают нежелательных зарубежных шейхов, проповедников, выступают против государственного строя, не пускают своих жён и детей на мероприятия, не разрешают женщинам учиться, не принимают религиозных догм других течений, считая лишь свою истинно правильной, сеют враждебное отношение к представителям других религиозных конфессий, называя их «неверными». Это не весь перечень их нелепых запретов и идеологии.
– И, наконец, атеисты, скептики, «Неопределившиеся».
Нет плохой религии
По результатам социологических исследований в Казахстане за годы независимости религиозность населения стремительно увеличивалась, среди молодёжи показатель религиозности был весьма динамичным. В статье «Особенности религиозности современной казахстанской молодёжи» Билялова С.А. было указано, что в 2003 году доля респондентов, назвавших себя религиозными, составила 38,7%, в 2007 – 77,3%, в 2009 – 83,3%. Это демонстрирует активную динамику роста процента религиозности среди молодёжи. У подобного явления есть две стороны:
– «Хорошая» – религия воспитывает в молодёжи любовь к Богу, к его творениям, к близким, учит уважению к старшему поколению, милосердию к маленьким детям, больным, уязвимым, обездоленным; к сохранению спокойствия в тяжёлых жизненных ситуациях; быть справедливыми, честными. Способствует снижению процента населения, страдающего различного рода алкогольными или наркотическими зависимостями, случаев суицида, абортов, брошенных детей в детских домах. Мы можем говорить о хороших стронах религии бесконечно.
– «Плохая?!» – Нет... Я не стану говорить: «Плохая сторона религии». Ни за что! Какая же религия может учить «плохому» или быть «плохой»? Вы когда-нибудь читали в Священных писаниях фразы «Убий ближнего своего», «Не склоняй перед родителями крыло смирения по милосердию своему»? Это даже звучит абсурдно! Ибо религия в подсознании большинства молодых (и не только) людей – это что-то доброе, воодушевляющее, светлое, чистое. Нет плохой религии, есть те, кто, прикрываясь верой и коверкая истинный смысл стихов в религиозных текстах, хочет создать «бедлам» среди населения и навести хаос в стране.
Вы можете вообразить себе Халифатский Казахстан, где амир по своему настроению станет решать, кто будет жить, а кто умрёт, где женщины будут рабынями, а дети станут машинами убийства? Эдакий филиал ИГИЛ. Врагу в страшном сне не пожелаю такого сценария. Однако есть такие «серые кардиналы», с вожделением ожидающие, что этот кошмар когда-то, возможно, станет реальностью, желающие дестабилизировать ситуацию в стране при любом удобном случае. Январские события тому яркий пример. Ни для кого не секрет, что может ожидать нас, если определённые личности с «псевдосалафитским вирусом» в сознании, с «очень серьёзными повреждениями в отделах головного мозга, отвечающих за толерантность к другим религиям, патриотизм, безопасность человека и общества» и сильной «зависимостью от мнения зарубежных шейхов, слушать которых крайне нежелательно», не дай Бог, начнут пользоваться хаосом в своих интересах.
К счастью, с такими «инфицированными» актюбинский регион проблем не имел, так как ещё со времён первых террористических атак власти серьёзно взялись за проблему радикализации и религиозного экстремизма. Были созданы информационно-аналитические и консультационно-реабилитационные центры, такие как «Ансар», в котором работали и продолжают работать во благо Родины знатоки своего дела: теологи, религиоведы, филологи, психологи, которые вернули к нормальной жизни не один десяток приверженцев деструктивных религиозных течений в прошлом.
Иммунитет от «тёмных сил»
Самый главный инфлюенсер молодёжи сейчас – несомненно, «Интернет» и его друзья: «Инстаграм», «Тик-Ток», «Фейсбук» и так далее. Там-то и кипят страсти: вербовка, «инфицирование» дурной идеологией, распространение непроверенной и порой весьма противоречивой религиозной информации. Сколько человек оказались в долине крови, смертей, жестоких казней, недалеко от исторической реки Тигр, так и не сумев омыть в ней ноги (из-за страха быть застреленным)... Сколько молодых девушек и парней, умерших на «чужой земле», сражались за «чужие идеалы»... Если бы они знали, как ничтожны цены их жизней в долларах и евро... А ведь всё началось с простого «лайка» любой публикации в деструктивной религиозной группе в социальной сети.
Заинтересованность молодёжи религией поощряется, но обязательно должна контролироваться, дабы не повторялись никогда операции наподобие «Жусана». В Актобе с 2014 года существует информационно-аналитический центр «Ансар». Его работа (преимущественно) нацелена на молодую аудиторию, интересующуюся религией, и в целом всего населения. Центр ежедневно проводит информационно-разъяснительную работу со школами, университетами, воинскими частями, государственными учреждениями, даже прохожими на улицах, таксистами. В «Ансаре» с момента основания также существует отдел по работе со СМИ и интернет-ресурсами, который ежедневно публикует посты во всех своих социальных сетях (Instagram/facebook/vk: ansar_aqparat, Tik Tok: ansar_ato) касательно приоритетов традиционных религий, традиций и обычаев казахского народа, государственного языка, выпускает программы: «TANYM TREND», «Дін және Фактчекинг», на YouTube-канале: «АҢСАР MEDIA», в которых рассказывается о различных религиозных течениях, в том числе деструктивных, поднимаются злободневные религиозные, нравственные темы, проводятся онлайн-конкурсы на вышеперечисленные тематики, и в награду выигравшим даются ценные призы.
Когда я слышу слова «молодёжь» и «религия», то понимаю, насколько важно создать «контртеррористический иммунитет» в их неокрепшем сознании. Видя слёзы на глазах репатриантов, переживших ужасы в Исламском государстве, ты всеми силами постараешься защитить молодёжь и их чистый разум от зла «тёмных сил, сидящих по ту сторону экрана».
Дорогая молодёжь! Молодёжь моей страны! Я желаю вам жить счастливо, быть в согласии с собой, миром вокруг вас. Интересоваться религией – занятие хорошее. Но информацию о ней брать нужно не в интернете, а у имамов мечетей, священников в церкви, в информационно-аналитическом центре «Ансар», в управлении по делам религий. Берегите свой разум и разум ваших близких. Будьте бдительны в интернете. Если вами или вашими близкими пытаются манипулировать сомнительные религиозные организации или религиозные лидеры, сообщите об этом нам по номеру: +77760741707.