Мир Сергея Кукурузы
Художественному лицею на днях исполнилось 40 лет. Мы беседуем с первым директором лицея Инной КЛЯВИНОЙ в музее, посвящённом Сергею КУКУРУЗЕ. Это учебный кабинет, в котором собрано всё о жизни художника: архивные фотографии и его работы. Вот серия произведений, посвящённых Актюбинску. На гравюрах можно посмотреть, какими были советские вокзал, драмтеатр, музыкальный колледж. В 1988 году директор художественной школы Инна Клявина открыла этот музей. Сергей Васильевич щедро дарил свои работы ученикам. У Инны Михайловны накопилась целая коллекция работ от любимого педагога. Всего было около 100 экспонатов. Со временем музей стал пополняться новыми произведениями искусства, которые приносили ученики Кукурузы.
– Знаете, Сергей Васильевич часто раздавал своё творчество студентам, – говорит Инна Михайловна. – Он наш класс очень любил, и когда мы заканчивали учёбу, подарил всем девчонкам картину «Радуга», 24 штуки. Гравюра – это ведь тиражное искусство, можно напечатать сколько хочешь. Сколько работ он подарил нашему краеведческому музею! Помню, как приезжал посол из Украины и, когда увидел наш музей в лицее, прослезился. Он был поражён, как в Казахстане бережно хранят имя художника из Украины. Я очень надеюсь, что музей всегда будет жить в лицее.
Чудо-библиотека
Сергей Васильевич сразу заметил талант в ученице, которая пришла на первый курс педучилища.
– Увидел, что я очень люблю рисовать, интересуюсь историей искусства, но это неудивительно, – рассказывает Инна Михайловна. – Родители мои – ленинградцы. Мама и папа культуру воспитывали у нас с детства. Мы часто слушали рассказы о северной столице, музеях. Как-то зимним днём закончились уроки, Сергей Васильевич подошёл ко мне и сказал: «Я хочу показать тебе свою мастерскую». Жил он на улице 8 Марта, в первых панельных домах. У него была крошечная двухкомнатная квартира. Мастерская располагалась в зале. В этой мастерской стоял печатный станок, он же сам печатал гравюры. И все стены были завешаны гравюрами его московских учителей.
Но больше всего 16-летнюю Инну поразила шикарная библиотека учителя. Такого количества книг она ещё не видела.
– Стена была полностью в стеллажах, – вспоминает Инна Михайловна. – Просто чудо-библиотека! И вся литература в основном об искусстве. У него были книги о запрещённых художниках, один из которых Врубель. Это и мой самый любимый русский художник. Сергей Васильевич открыл мне доступ к своей библиотеке. Сначала он давал мне книжки, которые понятны моему возрасту и уму, потом – литературу сложнее. Я столько всего перечитала! И потихоньку собирала свою книжную коллекцию по искусству. Кстати, библиотека в художественном лицее началась с книг, по которым я училась.
За слово – в ссылку
В 1940 году Сергей Кукуруза окончил Московский художественный институт и устроился на работу в одно из самых престижных столичных издательств. Перед молодым талантливым художником открывались все дороги, но правдорубство сломало ему жизнь. Через год молодой мужчина попал в жернова репрессий. Его осудили за «обсуждение военных действий» и приговорили к 7 годам исправительно-трудовых лагерей.
– На язык он был острый, вот его и сослали, – рассказывает о жизни своего учителя Инна Михайловна. – Посадили людей в вагоны, в которых перевозили скот, и сбросили их в голую степь, где несколько бараков. На противоположной стороне стояли женские бараки. Он так и познакомился со своей будущей женой – через проволоку, которая отделяла их жилища.
Срок Сергей Кукуруза отбывал в Актюбинском лагере на строительстве завода ферросплавов. Там он работал художником и заведовал библиотекой. В 1947 году вышел из лагеря, но был поражён в правах. Репрессированные должны были чуть ли не каждую неделю отмечаться в НКВД. Работу найти сложно. После освобождения из лагеря украинского ссыльного взяли художником-постановщиком в театр драмы, позже он рисовал афиши в кинотеатре.
Педагог много рассказывал своей подопечной о тяжёлых годах репрессии.
– Хотя мне было всего 16, а ему под 60 лет, – говорит искусствовед. – Он мне очень доверял. Почему доверял? Сергей Васильевич знал, что мои родители тоже были репрессированы. Бабушку с тремя детьми выслали из Ленинграда в Казахстан по 58-й печально знаменитой статье. Представьте, жить на Кировском проспекте и вдруг оказаться в посёлке Акраб Хобдинского района. Стучатся в дверь, говорят тебе собраться за 24 часа и – долой. Папу репрессировали на Колыму в 31 год. Моего учителя Кукурузу в таком же возрасте отправили в ссылку. Как люди это всё перенесли… Я вспоминаю родителей: всегда жизнелюбивые, весёлые. И друзья у них были такие же эвакуированные ленинградцы. Необыкновенные люди, пережив всё это, остались людьми.
В лагере рисовал тайком
Сергей Кукуруза тоже никогда не унывал. Позитивный, общительный и эмоциональный – таким помнит его Инна Михайловна.
– К нему приходили художники-самоучки. Он никому не отказывал, всем помогал, чему-то учил. А художник не может быть другим. У него вся душа нараспашку. При мне он часто ругал власть. Знал, что я никуда не пойду, не донесу. На работе его окружали девчата-студентки. Наверное, это тоже придавало ему оптимизма. Его жена Регина Иосифовна работала в стройбанке. Я её видела всего раза три. Она мне казалась суровой женщиной, тоже была жертвой репрессий.
В музее хранится работа «Старая крепость». С ней связана особенная история. В лагере охранник втайне приносил ссыльному художнику акварель и бумагу. Сергей Кукуруза нарисовал по памяти любимую крепость в родном селе Приворотье. Позже он подарил цветной рисунок ученице Инне.
«Вместо меня – Инна»
В Актюбинске художник лишился привычного рабочего материала – дерева. В Казахстане достать его было сложнее, и тогда Кукуруза начал работать с линолеумом.
– Тем более – не каждое дерево можно резать, – объясняет Инна Клявина. – Из Союза художников ему присылали пальмовые плашечки. В то время он был единственным художником в Казахстане, знакомым с техникой цветной линогравюры. Благодаря ему, я узнала, как создаются произведения искусства. Даже сама пробовала печатать на станке. Я с интересом смотрела, как он вырезает из линолеума, дерева. Сергей Васильевич даже познакомился с моими родителями. Казалось, что там девчонка-студентка… Но ему была небезразлична моя судьба.
В 1969 году Инна Клявина поступила в Ленинграде в академию художеств СССР. Конкурс был огромный: 38 человек на факультет истории и теории мирового искусства.
– Я сдаю экзамен, отправляю телеграмму домой и Сергею Васильевичу: «Сдала историю искусств на «отлично»! – делится воспоминаниями Инна Михайловна. – Он мне шлёт телеграмму: «Так держать!». Второй экзамен прошёл: «Сдала сочинение на «отлично». Он в ответ: «Шайбу, шайбу!». Я особо и не готовилась к экзаменам. Все познания были из книг и разговоров с учителем. Всё о «кухне художника» я получила от Сергея Васильевича. И в академии училась с огромным удовольствием. Чувствовала, что у меня есть огромный багаж знаний.
Когда Сергей Кукуруза собрался на пенсию, он сказал директору педучилища: «Берите Инну Клявину, она будет читать мой курс, я могу спокойно уходить». Так Инна Михайловна преподавала 9 лет, пока ей не предложили возглавить художественный лицей. Учитель и ученик продолжали общаться. А в 1972 году любимый всеми преподаватель уехал к себе на родину в Каменец-Подольский.
Художник всегда любил Украину и тосковал по ней. Есть интересная картина: парнишка сидит на берегу актюбинской реки, а вот шляпа у него украинская.
– Конечно, его тянули родные корни, – говорит первый руководитель худлицея Инна Клявина. – Он ездил почти каждое лето на Украину. На родине Сергей Васильевич читал лекции, дарил свои работы музеям и библиотекам.
Портрет учителя
Актюбинск был тогда захолустным маленьким городком. Но Сергей Кукуруза умел видеть красивые места и запечатлевал их в своих гравюрах. Ссыльный украинец полюбил этот город, а город полюбил этого прекрасного человека. Сергей Васильевич писал и автопортреты. Но его ученик Ануар ОТЕГЕН-ТАНА превзошёл в этом своего учителя. Будущий художник-график и гравёр мастерски изобразил на холсте своего наставника.
– Я часто бывал у Сергея Васильевича в гостях, – вспоминает Ануар Жумагалиевич. – Приносил свои работы. Как-то он предложил, чтобы я его нарисовал. Я набросал портрет карандашом, перенёс на линолеум и вырезал. Всё это сделал за несколько часов. В советское время были модны такие большие графические работы.
На портрете: задумчивый Кукуруза в мастерской. А за его спиной – изображение украинского поэта и прозаика Тараса Шевченко.
– Сергей Васильевич всегда чувствовал родство душ с Шевченко, – замечает Ануар Отеген-Тана. – У них очень похожие судьбы. Они оба попали в Казахстан. Он тоже опекал казахского мальчика. Кукуруза побывал во всех исторических местах, связанных с Тарасом Шевченко.
Последний интеллигент
В Казахстане Ануара Отеген-Тана знают как мэтра графики, продолжателя творчества Сергея Кукурузы. Ануар Жумагалиевич вспоминает, как в 1957 году приехал из Уила поступать в педагогическое училище.
– Я не знал, что художник считается профессией и этому можно учиться. В Алматы поехать не смог. Мы жили с матерью очень бедно. Поступил в Актюбинское педучилище на художественный факультет. Сергей Васильевич преподавал у нас графику и рисование. Сначала я увлёкся живописью. В живописи ведь как: добавишь какой-нибудь цвет – и уже красиво. А графика… Ну, всё чёрное и чёрное. Потом стал понимать, что графика – великое дело. Живопись можно сравнить с красивой девицей, а графика – это скромная, с виду невзрачная девушка, но умная. И очень непросто создать произведение искусства, когда у тебя в наличии только чёрный цвет. Сергей Васильевич «заразил» меня экслибрисом. Он же первым внёс это искусство в Казахстан. В 70-е годы был бум, когда образованные люди наклеивали на свои книжные коллекции именные знаки.
«Бескорыстный, честный и доверчивый», – говорит о педагоге его любимый ученик.
– Он собирал монеты, – рассказывает художник. – Это была такая богатая коллекция, редкие экземпляры с царских времён. Много монет растащили: брали у него и не возвращали. Сколько из коллекции унесли всего интересного… Монеты же очень дорого стоят. Сергей Васильевич о других думал, как о себе, поэтому его легко обманывали. Наверное, мой учитель был последним интеллигентом в этом городе. Таких личностей больше нет. Я всегда по нему скучаю. Думаю, если бы не репрессии, не приехало бы к нам столько умнейших людей.