О «Груше» (так часто называют всероссийский бардовский фестиваль) можно услышать многое: как хорошего, так и не очень. Известный советский бард Юрий ВИЗБОР как-то сказал, что, побывав раз в «этом муравейнике человеческих душ», хочется возвращаться на фестиваль снова и снова. Поверим, ведь мэтр просто так говорить не станет…
Под гитарные переборы
Клуб бардовской песни «Рюкзак» известен далеко за пределами нашего города, члены коллектива не раз выезжали на Грушинский фестиваль, поэтому в том, что и в этот раз они попадут на праздник, сомнений не было. Правда, нынешний актюбинский десант стал самым многочисленным за последние годы – мероприятие решили посетить 25 человек, причём основу «ударной силы» составили подростки – начинающие барды.
– Решили показать детям, что такой фестиваль существует, – объяснила один из руководителей клуба бардовской песни «Рюкзак» Ольга АКЧУРИНА. – Мы сами не новички среди участников, каждый год стараемся выезжать на «Грушу», это своего рода традиция.
Когда все пожитки были загружены в автобус, и поклонники бардовской песни расселись по местам, ребята взяли в руки гитары и стали петь. Как потом оказалось, всего лишь сутки спустя некоторых из авторов, чьи песни они исполняли, смогли увидеть воочию. Так, за песнями и гитарой почти 20 часов езды от Актобе до места фестиваля пролетели незаметно.
Разделяй и властвуй?
Знаменитый Грушинский фестиваль в изначальном варианте уже не существует. Сейчас это два крупных мероприятия, проходящие одновременно в Самарской области на берегу Волги на Жигулёвских горах. Именно такое разделение едва не погубило всю задумку: именитые (и не очень) барды должны были принять одну из сторон. Борьба между наследниками Грушина не прекращается до сих пор, помирить их пытались многие, говорят, дело даже дошло до президента России Владимира Путина. Однако воз и ныне там.
А всё потому, что в конце 1990-х бардовская песня стала угасать. Чтобы как-то разогреть интерес к этому жанру, решили добавить «перчинку» в виде элементов джаза, попсы, рока и прочих развлекалок. Мэтры встали на дабы: негоже мешать великий бардовский стиль с чем попало! Раскольники переехали на Фёдоровские луга, а те, кто принял новые веяния, остались на Мастрюковских озёрах. И с тех пор в нескольких километрах друг от друга одновременно проходят фестивали некогда единого Большого Праздника.
Актюбинская же группа впервые направилась на более демократичные «сборы», называемые ныне «Платформой 135 км имени Валерия Грушина».
Безграничные идеи
…Четверг, 5 июля. Жара под 35 градусов, в нагрузку – особенный влажный воздух, к которому организму ещё нужно привыкнуть. За окном автобуса виден указатель: до Самары 41 километр. Впереди – самые молодые горы (около 7 миллионов лет), Жигулёвские, если подъехать ближе, то открывается живописный вид на Волгу-матушку. Среди всей этой красоты скрывается огромная поляна, утопающая в дубовых и сосновых лесах, где уже снуют, бегают, что-то ищут сотни, тысячи людей. На четыре дня эта местность станет небольшим палаточным городком для всех поклонников авторской песни. Практически на самом краю фестивальной деревни разводили костёр трое мужчин, двое других, сидя на корточках, бренчали на гитарах. Гости старались остаться незамеченными, чтобы не привлекать внимание других. Оказалось, палатки здесь разбили представители дальнего зарубежья.
– На Грушинский фестиваль приезжаю в пятый раз, интересно, конечно, всё, здесь чувствую что-то родное, притягательное. В этом году меньше народа, вот были времена, когда сюда приезжали до 200 тысяч человек. Сейчас от силы тысяч 80, – рассказывает подданный Канады Стивен САНДЕРС. Это сейчас он Стивен, а 30 лет назад был Александром Соловьёвым и проживал в Ленинграде. Тогда начинающий бард выступал в ресторанах, а ныне – директор крупнейшего бард-клуба «Поль» в стране кленового листа.
Рядом с его фирменной палаткой – шалашики пары израильтян. Вячеслав и Тамара ХОЖИНЫ оказались бывшими жителями Хромтау. Барды из Хайфы разоткровенничались:
– Традиции бардовской песни в Израиле очень чтут и уважают, мы стали одними из первых, кто стал организовывать подобныефестивали там. Получилось очень неплохо. На «Грушу» приезжаем впервые, хотим услышать родных авторов-исполнителей.
Их третий интернациональный побратим – бородатый Йозеф МОСТРИ из Берлина. Много лет профессор преподавал музыку в столичном университете и вот нашёл время выбраться на Грушинский фестиваль, о котором так много слышал.
– По дороге сюда сочинил песню, у бардов принято не бриться три дня, если композиция удалась, вот и следую завету. Гитара, казалось бы, простой инструмент, но в ней кроется что-то непонятное, для барда – это не просто «струнная подруга», это его образ жизни.
Бородачи и хиппи
Кстати, для многих людей образ барда – волосатый, бородатый мужик с неизменной гитарой в руках. Это не совсем так. Впрочем, такие экземпляры всё же попадаются, но зачастую авторы песен – обычные люди, поменявшие на несколько дней свой привычный график жизни.
Негласно Грушинский фестиваль уже много лет является праздником мира: здесь можно встретить хиппи и панков, рокеров и джазменов, кришнаитов, буддистов, йогов, бродячих ремесленников.
– Да пусть себе ходят, они же ничего плохого не делают! – говорит куратор образовательной программы фестиваля, москвич Владимир КОЖЕКИН. – В этом году мы провели мастер-классы для начинающих. Раньше такого не было вообще, стараемся сделать всё, чтобы оживить фестиваль. Каждый находит для себя что-то своё, это праздник души и тела.
Мы одной крови
Что-то своё нашёл здесь и популярный телеведущий, знаток игры «Что? Где? Когда?» Борис БУРДА. Появился он на Грушинском фестивале не случайно. Член жюри и почётный гость, Борис Оскарович и сам некогда становился лауреатом этого фестиваля.
– Увлекаюсь бардовской песней с 1980-х годов. Мне нравится этот жанр: здесь не кричат, не пытаются что-то доказать, а разговаривают на доступном и понятном языке. Вся моя жизнь связана с авторской песней, поэтому у меня нет любимых – все они для меня родные. Вся сила, энергетика и смысл авторских песен кроется в тексте.
Борис Оскарович с сожалением отметил, что сейчас общий уровень бардовской песни заметно снизился, стало мало остроты, меньше стали поднимать социальные вопросы. И это проблема не только российских бардов.
Понимаете, авторская песня едина: нет разницы, где бард выступает и откуда он. Был я на фестивалях в Астане, там барды близкие по духу. Важно прочувствовать этот порыв, время, а потом всё это выносить в люди.
Грушинский звездопад
Звёзд, приехавших на фестиваль, было не меньше трёх десятков. Популярный ныне Андрей Козловский беспечно расхаживал возле сцены, Дмитрий Богданов разъяснял что-то молодым авторам, Ольга Чикина и вовсе собрала возле себя подростков и играла новые песни. Несколько эпатажно выглядел Псой Короленко, хотя его песни приводили в восторг публику. Звёзды вели себя так, словно они попали к себе домой, причём не прятались и спокойно беседовали со всеми. Именно этим и славится Грушинский фестиваль: начинающие барды, да и просто любители авторской музыки спокойно могли побеседовать со своими кумирами. Здравствуй, Гора! Если ты попал на Грушинский фестиваль, то обязательно нужно сходить на гору. Это традиция, которая всегда соблюдается по субботам. Гора – это сильно сказано, небольшая сопка в несколько десятков метров. Основная сцена, где и происходит вся кульминация праздника, выстроена заранее и представляет собой гитару. За час до начала торжества пошёл обратный отсчёт: хотя «минута» здесь – понятие условное, всё зависит от прихоти организаторов. Это тоже одна из старых фестивальных традиций. Ровно в 9 вечера на склоне горы сидели больше 15 тысяч человек. Приветственное слово президента фестиваля – дважды Героя Советского Союза Георгия ГРЕЧКО – было встречено бурными овациями:
– Здравствуй, Гора! – громогласно поздоровался космонавт и поклонился. – Ежегодно здесь собираются тысячи людей, чтобы услышать новые песни, чтобы открыть новые имена. Сейчас нужны песни, с которыми люди полетят на Марс. Стимул нужен, а не романтика. Если будет опять про дождь, жёлтые листья и любовь, буду свистеть. Или на север бардов отправлять. Нужно написать такую песню, и так её исполнять, чтобы пробрало до глубины души.
И началось...
Семь часов барды выходили на сцену, семь часов над Волгой слышались голоса: хриплые, тонкие, звонкие, женские, мужские, всяких тонов и тембров. Семь часов Гора слушала фестивальные аккорды участников Грушинского фестиваля.
– Я здесь уже 25 лет. Могу сказать, что гора действительно избирательна: сюда пытались забраться люди с «грязной» душой, но не могли сдвинуться с места. Были случаи, когда после прослушивания всего итогового концерта люди, страдающие алкоголизмом, излечивались, – рассказывает киевский бард Никита ДОЖИГАЙЛО.
Выдержать семичасовой бардовский марафон под силу не каждому. Лично меня хватило ровно на четыре часа, хотя нашлись и те, которые не сомкнули глаз ни на минуту.
После завершения Грушинского фестиваля участники разъехались по домам: в Канаду, Израиль, Крым, Владивосток. Уезжали с чувством удовлетворения и душевного спокойствия. Никакого сожаления не было – они знают, что ровно через год снова встретятся здесь. На всероссийском фестивале бардовской песни.
|