Майдан, трансвеститы и осёл в противогазе
Даже старый волк не устоит перед очарованием транса. |
В день премьеры коллектив русской труппы решил подготовить сюрприз для зрителей, только он получился каким-то странным. Театралам перед спектаклем предлагали продегустировать шашлык от азербайджанских кулинаров, который предлагали артисты в национальных костюмах. Для премьеры, где речь идёт о судьбах барашков, которых сожрут либо волки, либо пастухи, выбор перформанса, как минимум, курьёзен.
Во-вторых, автор пьесы Георгий Хугаев родом из Северной Осетии, где и проработал большую часть жизни, спектакль поставлен русской труппой, в массовке – актёры из казахского коллектива, и какое отношение имеет солнечный Азербайджан к этому пёстрому многообразию – непонятно. Он ведь даже не граничит с Осетией. Единственное сходство, что обе республики находятся на Кавказе. Видимо, поэтому зрители не горели желанием вкушать шашлык.
Пусть победит любовь!
Лейтмотивом спектакля идёт внутренний конфликт пастушьего пса Тузара. Он всё время разрывается между долгом перед человеком и свободой. На кону стоит свобода, любовь, сострадание, но Тузар выбирает верность хозяину. Он готов, едва не умирая от голода и холода, охранять бурку Пастуха, терпя унижения и предательства, но подвиг его оказывается напрасен. В результате из холёного красавчика пёс превращается в ободранного доходягу. Будучи неглупым созданием, он прекрасно понимает напрасность жертв. В мире подлости и предательства выжить проще, но Тузар выбирает верность долгу.
– На месте моего персонажа я выбрал бы любовь. Я не ставил целью показать зрителям, какую именно сторону нужно принимать. Хочу, чтобы они сами сделали свой выбор. Хоть во время спектакля приходится много двигаться и таскать покрышки, самое тяжёлое для меня не это. До сих пор очень трудно даётся сцена с зайчихой Дигурой. Морально тяжело. Я не воспринимаю любого насилия, – поделился исполнитель главной роли Дмитрий БЕЛИЧ.
Пёс Тузар всегда верен своему долгу. |
Потому что мы – банда!
Оформление сцены в «Бурке» более чем скромное. Остов старой «Нивы», разукрашенный граффити, и старые покрышки. Часть кулис и задник полностью отсутствует. Невольно возникает вопрос о заявленном бюджете спектакля в 5 миллионов тенге. А вот костюмы персонажей выполнены, как минимум, оригинально.
Тема неформалов чувствовалась тут особенно ярко. Волк Чобр с волчицей Чоброй затянуты в кожу, как байкеры или поклонники БДСМ, ворон Кваркан в мантии и с мегафоном – вылитый гот, а крот (в некоторых вариантах пьесы – барсук ) Фирус явно тяготеет к стимпанку. Но настоящим шоком для актюбинских театралов стало появление лисы Буретты. Фантазией режиссёра и художников лиса превратилась в… трансвестита, который тоже не прочь закрутить роман с Тузаром. От появления на сцене транса зрители не могли отойти минут десять. Кстати, труппа подготовила и облегчённый вариант «Бурки», где похотливая лиса всё-таки женщина.
– К такой реакции зала я был морально готов. Для меня это просто роль, такая же, как и другие, – поделился исполнитель роли Буретты Роман КОВАЛЁВ. – Не скрою, было сложно искать эту манерность и женственность. В жизни у меня нет таких черт. Зато, примеряя костюм, я понял многие женские проблемы. Насколько же им неудобно быть эффектными!
Кто не скачет, тот – Тузар!
Одевать персонажей-животных в костюмы неформалов – это давний режиссёрский приём, известный ещё с бродвейских постановок 70-х. А вот белорубашечные барашки – аллюзия уже на современные проблемы. Офисный планктон, готовый идти за любым лидером, на любые баррикады или, наоборот, оставаться в стороне, когда творится несправедливость, – влияние нового времени. Покрышки, с которыми лихо орудовали герои и ослик Кико в противогазе, – явная отсылка к событиям на Майдане. Сам режиссёр этого не скрывает:
– Я считаю, что спектакль удался на 98% от того, что я задумывал. На генеральном прогоне актёры не смогли выложиться, и я уже думал, что спектакль провалится, но на премьере они работали так, как я от них требовал. Аналогия с Майданом задумывалась совместно с художником, а вот идея с лисой-трансвеститом меня озарила во время читки пьесы. Мне почему-то представилось, что лиса – это мужчина, но его реплики шли от женского лиса. Так и появился в спектакле трансвестит. В «Чёрной бурке» поднимается много современных проблем. Сейчас много говорят о трансвеститах, про них пишут книги, снимают фильмы. Они всегда в центре скандала. Так почему бы мне не сделать одного из персонажей трансом? – прокомментировал режиссёр спектакля Данияр БАЗАРКУЛОВ.
Бунт ослиной интеллигенции
Несмотря на увлечения новомодными тенденциями, «Чёрная бурка» не станет спектаклем-однодневкой. Поднятые в нём темы вечны, постановка отличается особой глубиной и многогранностью, а из труппы режиссёру удалось извлечь максимум мастерства. Действие динамично, а сцены полны драматизма. Актёры полностью выкладываются не только эмоционально, но и физически. Чего стоят только «майдановские» покрышки, которые персонажи редко выпускают из рук, и рискованные скачки на кузов «Нивы».
Исполнитель роли осла Кико Николай ДОРОЩУК, после спектакля жаловался на сорванный голос. До зрителя он пытался докричаться через противогаз. В спектакле осёл выполнял самую тяжёлую работу, его постоянно избивал хозяин, и от этого работяга пристрастился к спиртному. Казалось бы, это судьба типичного пролетария, но Николай решил для себя: осёл – представитель той самой «вшивой интеллигенции», которая бунтует через выпивку, вершиной мудрости считает закосить от работы, а протестует только сквозь маску.
– На эскизе костюмов осёл был в старом плаще, это меня и натолкнуло на мысль об интеллигенции. Я вчитался в текст и понял, что был прав. Противогаз появился на первых же репетициях, покрышки – чуть позже. Не помню, чтобы было трудно. Как-то я сразу привык ко всему антуражу, – говорит Николай Дорощук.
Руководство театра часто жаловалось, что серьёзные спектакли продавать трудно, а комедии с эстрадным шутовством и детские сказки хоть и не давали актёрам раскрыться или расти, но были востребованы у зрителя. «Чёрная бурка» может стать в этой проблеме отличным компромиссом.