Люди стремятся к истокам
На днях в Астане собрались народные умельцы из 14–и стран. Актобе на этой встрече представлял Болат АТРАУБАЕВ – художник, который возрождает национальное ювелирное искусство зергеров. | ||||||
Мастер использует старинный метод литья. Чем глубже изучается старинное искусство, тем больше раскрываются секреты прошлого: например, почему у казахских девушек была лебединая осанка. И можно ли «унести на себе» 6 килограммов украшений, как это делали женщины из казахских аулов.
ЮНЕСКО В АСТАНЕ.
На столичной выставке изделий декоративно–прикладного и ювелирного искусства представили свои работы умельцы разных народов.
– Вообще сейчас интерес к искусству предков заметно возрастает. Люди возвращаются к своим истокам и ценят то, что делается с душой, – считает актюбинский участник встречи Болат Атраубаев.
Сам он уже хорошо известен в нашей области тем, что изготавливает национальные украшения по старинному методу. У художника имеется своя мастерская, расположенная в здании областной мечети «Нургасыр» при музее «Руханият». Здесь мастер творит свои призведения, порою забывая о времени, как произнаётся он сам.
Путь к этому был долгим. Многие годы художник, имеющий также образование психолога, преподавал в вузе на кафедре дизайна. Было время, когда занимался даже челночным бизнесом. Но главным делом жизни теперь считает искусство своих предков.
– Наверное, сыграло свою роль то, что мой дед по материнской линии был кузнецом. Вот и меня потянуло на что–то такое, – признаётся Болат.
МЕТОД ЗЕРГЕРОВ.
При изготовлении украшений мастер использует старинный метод литья серебра, как это делали в старину зергеры. При этом не применяются горелки, а металл нагревается на древесном угле, специально подготовленном для таких целей. Вся работа идет по старинной традиции – на открытой местности. Выкапывается яма, в неё закладывают саксаул, который доводится горением до определённой температуры. Топливо актюбинскому мастеру передаёт поездом из другого региона умелец, который тоже занимается национальным ювелирным искусством.
– Конечно, этот способ литья отнимает много времени, но зато изделия получают особую энергетику. Ощущается связь с природой, что в принципе и ценилось всегда у наших предков. Ведь украшения всегда играли особую роль, – рассказывает мастер.
При старинном методе литья используется специальный кузнечный горн, так называемый «корек», с помощью которого металл нагревается до температуры почти 1000 градусов.
– Мне это приспособление подарил Кудаберген ага – мастер из Аральска, человек большой души. В нём абсолютно нет корысти и чувства соперничества, конкуренции, что нередко встречается у современных мастеров–ювелиров, – говорит Болат Атраубаев.
В качестве сырья ювелир использует только чистое серебро, в основном переплавляя так называемые «николаевские монеты». Это тоже одно из главных отличий изделий, изготовленных по старинному методу.
– Сейчас, к сожалению, даже в брендовых магазинах продаются изделия, в которых много примесей. Это обнаруживается при переплавке, – говорит умелец.
Искусство зергеров также отличало то, что украшения изготавливались с помощью малого количества инструментов. Это не характерно для современных ювелиров, имеющих в наличие целый арсенал приспособлений. Зачастую под рукой у старинного мастера были одни щипцы. Тем не менее, изделия у зергеров получались исключительной красоты и сложности. При оригинальных задумках было принято передавать изделие другим зергерам, чтобы те оценили уровень профессионализма.
НЕ РОСКОШИ РАДИ.
Казахские ювелиры в старину никогда не гнались за материальным благополучием. Искусство использовалось не для обогащения, а исключительно как дело, в которое мастера вкладывали душу. Поэтому зергеры были уважаемыми людьми, но отнюдь не богачами. И они непременно соблюдали благопристойный образ жизни – не пили и не курили табак.
К самому процессу изготовления изделий они относились с особым трепетом. Прежде чем сесть за работу, зергеры брали «дарет» и читали молитву. При этом рабочей формой служила белая рубашка, на которую надевался жилет. Это также говорит о том, что искусство творилось с особым настроением.
Кстати, отношение к украшениям у самих казахов в конце XVIII и XIX веках тоже было особым. Носили их не ради роскоши, а исключительно лишь в качестве оберега от несчастий и сглаза. И только серебро. Причём, девушка или женщина могла надеть на себя до шести килограммов различных украшений. Чаще всего на той или другое знаменательное торжество. Но и в будни без серебра не обходились. Например, девушки обязательно надевали на косы специальные подвески, которые тоже весили немало. Благодаря этому походке придавалась особая стать, ведь металл на волосах тянул вниз, за счёт чего вырабатывалась осанка. Также постоянно было принято носить кольца и перстни. Причём, для хозяек это было обязательным условием: ведь приготовленная руками без серебряных украшений пища считалась «нечистой». В народе вообще широко использовались различные свойства серебра, в том числе для лечения недугов.
НОСИЛИ СО СМЫСЛОМ.
Украшения из серебра были в чести не только у женщин, но и у мужчин. Последние, в основном, носили массивные перстни, на которых, как правило, указывался род, к которому принадлежал владелец. Делалось это не случайно, а с той целью, чтобы не произошло кровосмешения, что считалось большим грехом. Женитьбы на кузинах и родственниках в казахском народе не приветствовались.
Кстати, с помощью украшений в те времена признавались и в любви. У казахской молодёжи не было принято высказывать свои чувства. Делалось это иносказательно, например, с помощью кольца. Молодой человек передавал такое серебряное украшение понравившейся ему девушке через друга. В зависимости от того, на какую руку надевала избранница подарок, и было принято судить о её чувствах: либо согласна, либо раздумывает. Ну, а если девушка вообще не надевала кольцо, это расценивалось как полный отказ.
Большое значение придавалось браслетам. Особенно важным считалось надевать их на ночь. Предки казахов верили, что во время сна сила и энергия человека уходит через руки. Задержать её и было предназначением браслетов.
Большая часть произведений зергеров была уничтожена в советское время, когда не особо ценилось национальное искусство. Многие изделия тогда отправлялись на переплавку. Сейчас большая коллекция старинных украшений собрана в алматинском музее имени Кастеева – около 2.500 экземпляров.
– Когда я бываю в Алматы, то обязательно посещаю эту выставку. Долго рассматриваю украшения, любуюсь и учусь у старинных мастеров, – говорит Болат Атраубаев.
Алиса МАРИНЕЦ,
|