Люди с Восточной Звезды
Издревле города нынешнего Узбекистана назывались Звёздами Востока. Веками за это гордое звание боролись Самарканд, Бухара, Вабкент, но в 20–м веке эта слава полностью закрепилась за Ташкентом. Во второй половине прошлого столетия в столице Узбекской ССР стали открываться университеты, институты, культурные центры, куда стекалась интеллигенция не только из Советского Союза, но из многих стран Центральной Азии. Уровень образования там мог порой дать фору вузам Москвы и Ленинграда. Неудивительно, что узбекские специалисты были востребованы во многих городах мира.
Но была ещё одна сфера деятельности, где узбекам не было равных. Это хозяйство и земледелие. Одним из городов Казахстана, остро нуждающихся в специалистах, стал динамично развивающийся Актюбинск. Так жители Узбекистана оказались на актюбинской земле.
Заветы мудрых предков
Найти общий язык с местными труда не составило. Культура, традиции, даже язык были очень похожи. Только узбекские слова произносились чуть мягче и плавнее, чем казахские. Но у двух народов была общая, очень важная черта, позволившая стереть все границы. И у одного, и у другого этноса святыми считались гостеприимство и взаимовыручка. У восточных народов было немыслимо оставить ближнего без помощи и поддержки.
Даже сейчас граждане Узбекистана, оказавшиеся в трудной ситуации на актюбинской земле, в первую очередь стараются найти земляков. Пусть они даже будут незнакомы. Юридическая помощь при восстановлении документов, материальная поддержка или просто доброе слово. Традиции предков тут почитают, как и в древние времена.
Я узнаю тебя из тысячи
Может быть, поэтому, чтобы в любом месте легче было отыскать выходца из родного края, в национальном узбекском костюме много ярких, кричащих красок. Более того, у каждого города свой рисунок на ткани, покрой одежды, манера носить головной убор. Самой дорогой до сих пор считается одежда из Бухары. Её даже называют «ханской». В наши дни комплект бухарской одежды стоит, как новый автомобиль, несколько тысяч долларов.
К сожалению, в больших городах эти тонкости забываются. Но зато жителя крохотного городка или села в толпе безошибочно определишь по тюбетейке, а по её рисунку можно с точностью узнать, из каких краёв приехал гость.
Никто не уйдёт обиженным
Без узбеков трудно представить восточный базар. Мёд, фрукты, сладости, достойные ханского стола. И всё это продаётся с улыбкой. Для узбекского продавца покупатель скорее долгожданный гость, чем клиент. Нужно его достойно встретить. Даже если он не собирается ничего покупать, долг каждого торговца хотя бы угостить лакомством. Нужно, чтобы человек ушёл счастливым после встречи с тобой. Это кредо для восточного народа важно не только в торговле. Любой человек, который общался с выходцем из Узбекистана хотя бы пару минут, скажет, насколько приятное впечатление оставляет эта встреча. Вежливость, тактичность, дружелюбие, искренний интерес к собеседнику. Этому не учат специально. Такие вещи передаются с кровью.
Наследство Тамерлана
Особое значение для каждого узбека имеет плов. Это гораздо больше, чем национальное блюдо. По легенде полководец Тамерлан долго ломал голову, чем лучше всего кормить своих солдат. Блюдо должно быть вкусным, питательным, давать хороший запас энергии и при этом не отягощать желудок, чтобы можно было рваться в бой даже после трапезы. В результате полководец решил смешать рис с мясом и добавить туда пряностей.
За века этот процесс превратился в настоящее искусство. В полной мере им владеют только мужчины, как потомки храбрых воинов. При этом узбеки отличаются миролюбием. Зачем тратить силы на распри, когда все важные вопросы можно решить за чашечкой ароматного чая и полным столом сладостей? Мало какая народная кухня может похвастаться таким количеством кондитерских изделий и прочих вкусняшек к чаю. Недаром же говорилось: «Хочешь попасть в рай при жизни, отправляйся в гости к узбеку».
Существуют тысячи рецептов плова. Свой вариант есть в каждом городе, на каждой улице, в каждой семье. Но у плова есть ещё и сакральное значение. Каждое событие в жизни человека отмечается раздачей плова друзьям, соседям, знакомым. Когда рождается ребёнок, счастливый отец готовит плов. Когда малыш делает первый шаг, когда его посвящают Богу, когда ребёнок идёт в школу. Эти праздники немыслимы без вкусного угощения. Окончание института, свадьба, повышение по службе – все лакомятся пловом, когда на сердце радостно. Когда же приходит беда и человек умирает, на поминальном столе обязательно стоит блюдо с пловом. Так это яство и проходит с человеком всю жизнь.
Имя из «Авесты»
Сейчас в нашем городе постоянно проживает около тысячи этнических узбеков. В 2004 году в Доме Дружбы открылось этнокультурное объединение «Согдиана», где под одной крышей могли собираться выходцы из Узбекистана. Все важные вопросы тут, как и заведено на Востоке, решают старейшины. Даже название НКЦ придумали аксакалы. Согдиана – это историческая область между реками Сырдарья и Амударья. Эта земля считается священной. Она даже упоминается в «Авесте» – духовной книге зороастрийцев. В 8–м веке в Междуречье была основана столица государства, город Мараканда. Сейчас это Самарканд, второй по величине город Узбекистана, названный перекрёстком двух культур. Исторически важное для народа, открытое для диалога, и при этом сохраняющее свою самобытность место, по мнению старейшин, наглядно символизировало путь Казахстана и роль узбекской диаспоры в этом нелёгком пути.
Заветы аксакалов
Артисты центра «Согдиана» украшают каждый городской праздник, без них не обходится ни одно культурное мероприятие. Благодаря поддержке Узбекистана, актюбинские ребята отправляются на бесплатное обучение в престижные вузы Ташкента. Но, как считают активисты НКЦ, их миссия в Актобе не только в этом.
– Вместе с Ассамблеей малых народов Казахстана мы ездим на форумы в Алматы и Астану. И обязательно, о чём бы мы ни говорили в свободное время, мы заводим речь о том, как укрепить дружбу и взаимопонимание между разными народами, проживающими на земле Казахстана, – поделился председатель НКЦ «Согдиана» Асатолла ИСМАТУЛЛАЕВ. – Я часто езжу на родину, навещаю родных. Родина есть родина, туда тянет всегда. Но мне там не хватает актюбинских друзей. Аксакалы всегда учили нас разделить лепёшку с тем, кто рядом. Угостить, накормить, помочь. Эта мудрость позволяла им жить в дружбе со всеми.
Тут, в Казахстане, эта мудрость древних стала политикой государства.