Лучший мобильный дом по версии ЮНЕСКО
Пожалуй, только в праздник Наурыз поколение Next может увидеть юрту. Что же помогало кочевникам не замерзать в буран и не страдать от жары в самую знойную погоду? Как им удавалось за час собрать свой дом и приготовиться к переезду? | ||||||||||
В день солнечного равноденствия за общим дастарханом собирались все родные. | ||||||||||
ИЗ ИСТОРИИ.
Юрта – основное жилище кочевников Центральной и Средней Азии, а также южных районов Сибири. Остов юрты состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком. Его изготавливали из шерсти овец или верблюдов (материал, из которого делают всем известные валенки. – Д.Ж.). Чтобы получить из шерсти войлок, шерсть надо долго и с усилием мять и перетирать, чтобы она совсем спуталась «свалялась». Согласно данным археологов, первый прототип юрты существовал еще три тысячи лет назад. На территории Казахстана учёные обнаружили постройки, идентичные тем, какими тысячелетия пользовались наши предки. Это были круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решёткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым, или попросту дымник. В центре юрты помещали котёл для приготовления пищи – казан. Отверстие для света и дыма располагается в самом верху купола. Именно складные решетчатые стены, раздвигающиеся, как меха гармони, найденные на территории Казахстана, стали принципиальным отличием юрты от её предшественниц, напоминающих обыкновенный шалаш.
НЕПОГОДА НЕ СТРАШНА!
Круглая форма и мобильность юрты отразили в себе как защиту от погоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта чутко реагирует на колебания температуры, отвечает погодным изменениям, прекрасно защищает от немногочисленных атмосферных осадков, летом спасает от зноя, зимой – от холода. Такая уникальная способность весьма существенна. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом +40 С, а зимой –30 С. В степях, где жили кочевники, часто дули сильные ветра и настоящие ураганы.
Конструкция юрты, состоящая из деревянной решётки и пористого шерстяного войлока, как терморегулятор, сохраняет внутри жилища постоянный тепловой режим. В юрте возможно организовать круговую вентиляцию: нужно лишь немного приподнять войлочную кошму у основания, в результате чего воздух будет прекрасно циркулировать. Жилищу казахов не страшны практически никакие природные катаклизмы – его структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.
Легкая сборно–разборная постройка приспособлена к транспортировке на вьючных животных. Общий вес юрты с меблировкой составляет около 300–400 кг, это грузоподъемность всего лишь одного верблюда. Диаметр обычной жилой юрты – 4,5–8 м, высота в центре 3,5–5 м. Монтаж или демонтаж занимает не более одного часа. Конструкция юрты состоит из девяти основных частей. Остов стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток, которые и определяют размеры и вместимость жилища. Каждая решетка составлена из плоских реек, наложенных одна на другую косой клеткой и скрепленных сыромятными ремнями. Благодаря тому, что эти рейки сжимаются или растягиваются гармошкой, можно варьировать размер юрты. Остов крыши, образующий свод, состоит из отструганных жердей, которые втыкаются наверху в специальный круг – центр кровли, а в нижней части опираются на решетку стен.
ШАНЫРАК – это и есть круг, образующий потолок юрты. Шанырак делается из берёзы или чёрного тальника. Для казахов он имеет большое значение – это символ дома, домашнего очага, продолжения рода. Неслучайно шанырак изображён на гербе современного Казахстана. Шанырак был семейной реликвией, передавался из поколения в поколение, кара шанырак юрты отца почитался сыновьями как святыня. В серьёзных случаях казах клялся, глядя при этом на шанырак. Ни в коем случае его нельзя переворачивать и ронять.
Считалось, что купол юрты должен быть всегда открытым. Однако же на ночь его закрывали тундиком, сделанным из фетра (фетр – лучший сорт войлока, который предотвращает попадание ветра и влаги. – Д.Ж.). Сноха в казахской семье вставала раньше всех и открывала его.
Большое внимание казахи уделяли установке свадебной юрты (отау): её качество и красота убранства должны были обеспечить счастье новой семье. На украшение свадебной юрты тратились огромные средства, она была одной из основных частей приданого невесты. С установкой свадебной юрты связано несколько обычаев, один из которых – поднятие шанырака.
ЮРТЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ.
Размер юрты формировался от её функционального назначения. Так, если обыкновенная жилая юрта кочевника, состоявшая из 3–4 составных решёток–стен, предназначалась для 8–10 человек, то большие сборно–разборные юрты–дворцы предводителей уже состояли из 10–25 решёток–стен и вмещали 50–100 человек. Большая переносная юрта последнего хана Монголии вмещала 500 человек.
Существовали специальные ритуальные юрты – свадебные и траурные. Свадебные юрты были особенно красивы, сказывалось обилие орнамента и ярких красок. А вот в траурных юртах цветовым символом смерти был не обязательно чёрный, как у европейцев, и не только белый, как у дальневосточных народов. Над траурной юртой поднимали красное полотнище, если умирал молодой человек, чёрное – если это был человек средних лет, белое – если пожилой.
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Порог намеренно делали высоким, а притолоку двери – низкой. По обычаю в юрту необходимо входить с правой ноги, низко склонив голову. Это знак уважения к принимающему вас дому.
Шанырак для молодой семьи поднимается старшим многодетным зятем. Это глубоко символично. Потому что зять – уважаемый человек, и чем старше возрастом, тем дороже родственникам жены и авторитетней. Уважение и авторитет у казахов зависели не только от возраста человека, но и от количества рождённых и выросших у него детей. Считалось, что человек, вырастивший много детей, обладает большей мудростью, опытом и, соответственно, пользовался большим уважением. Это касалось и мужчин, и женщин. Поэтому главным пожеланием молодой семье было рождение большого количества детей, как самого главного богатства.
На стене самого почётного места в юрте (торде) висела домбра. Казахи с уважением относились к инструменту акынов.
ЧТО НОСИЛИ?
В Актюбинском областном историко–краеведческом музее хранятся национальные костюмы XIX – начала XX веков.
Наряд невесты готовился вручную и смотрелся богато: камзол невесты из бордового бархата, платье из натурального шелка, головной убор невесты – тсаукеле. Платье и камзол невесты украшены вышивкой из золотой и серебристой нити. Саукеле обшивался вручную орнаментом и украшался натуральными камнями. Особое внимание уделялось украшениям невесты: серьги, перстень, подвеска готовились для невесты на заказ из серебра.
Головной убор незамужней девушки называется құндыз бөрік.
– В древности казахи уделяли особое внимание воспитанию дочерей. Мама готовила девочку к замужеству, приучала к ведению хозяйства. Но в доме родителей девочка была как гостья. Одевали девочек во всё лучшее, наряды были расшиты вручную, – рассказывает заместитель директора областного историко–краеведческого музея по научной работе Орал УТЕПОВА. – Когда дочери исполнялось 13 лет (первый мушел жас), мама заказывала для неё серьги и браслет из серебра.
Шашбау – украшение для волос молодой девушки. По звону шашбау мама могла услышать приближение своей дочери. Носить такое украшение было непросто: оно делалось из серебра и весило прилично – попробуй его носить на косе! Благодаря шашбау у девушки формировались правильная осанка и красивая походка.
| ||||||||||