Крокодил и бал байкеров
Вряд ли найдётся горожанин, который не слышал о гастролях цирка–шапито в Актобе. Красочные афиши на улицах, реклама в СМИ и автомобиль, каждые полчаса пугающий прохожих возгласами «Внимание! Внимание!» в духе диктора Левитана. На фоне регулярного чёса халтурщиков, именно это представление вызывало доверие масштабом и качеством. Тем более по ТВ промелькнула информация, что смешить актюбинцев будет сам клоун Дядя Юра из «АБВГДейки».
Правда, после просмотра официального сайта цирка в сердце поселились смутные сомнения. Во–первых, выяснилось, что сейчас «Советский цирк» гастролирует в Вологде. Во–вторых, программа, заявленная на сайте, отличалась от той, что увидели актюбинцы, как нынешние гипермаркеты от советских сельпо. Вологодцы в эти дни любовались медведями, аравийскими верблюдами, дикобразами, ламами, леопардами, пумами. Перед ними выступали канатоходцы и гарцевали на конях лихие джигиты. Актюбинцы же довольствовались акробатами, парочкой флегматичных крокодилов, которым пасть перемотали скотчем, ошалевшими от жары тиграми, осликом и крохотной обезьянкой. Хотя если внимательно приглядеться к программке, то выясняется, что под логотипом «Советского цирка» стоит скромненькая приписка. На билете уточняется, что это «Большой Советский цирк». Так что все совпадения с легендарной цирковой труппой, бренд которой так активно навязывался актюбинцам, юридически можно считать случайными. Сами же циркачи нехотя пояснили, что следить за сайтом у них нет времени, а под культовым брендом гастролирует несколько коллективов.
То ли жара так подействовала на столичных зверушек, то ли плотный гастрольный график, но номера с животными больше напоминали истязания, чем чудеса дрессуры. Бодренько себя чувствовали лишь цирковые собачки (и то потому, что их держали под кондиционером) и бумажные бабочки из цилиндра клоуна Дяди Юры. Детишек симпатичные животинки забавляли, а у большинства взрослых перетягивание туда–сюда измученного крокодила и тыканье ленивыми хорьками в декорацию ничего, кроме жалости, не вызывало. Не менее жалко было смотреть и на исполнителя силовых номеров. Хорошо сложенного силача переезжали джипом, били кувалдой по гире, висевшей у него на животе, усаживались на тяжеленное бревно, которое тот крутил как карусель. От напряжения атлет тяжело дышал, у него катились слёзы, и бодрые возгласы во время номеров больше напоминали крики боли. Если учесть, что для номера был выбран байкерский антураж и манеж украшали полуголые ассистентки в кожаных костюмах, зрелище больше напоминало не детское представление, а эротический фильм про клуб садомазохистов.
Также вызывал сочувствие и клоун Энвар ШАМШАДИНОВ (Дядя Юра). В 62 года смешить публику – дело нелёгкое, тем более соблюдая старые цирковые традиции благородной клоунады. Тонкий образ вальяжного самовлюблённого самодура, конфликтующего с шустрым коротышкой (Андрей КОРОБОВ), актюбинские детишки, воспитанные на американском юморе, просто не поняли и хохотали лишь над пинками и спущенными штанами.
– Сейчас многие клоуны чересчур часто используют приём апач, то есть пощёчины, пинки прочие трюки «унижения», – поделился клоун Андрей. – Приём почти беспроигрышный, но злоупотреблять им – дурновкусие. В классической клоунаде важна грань. Сбить спесь с гордеца, сдёрнув с него штаны, это справедливо. Публика видит в нелепом клоуне своего босса, обидчика, врага и одобрительно смеётся. Происходит эмоциональная разрядка. А вот наоборот, если заносчивый верзила ударит маленького, будет хоть и смешно, но осадок останется. Мы же и стараемся сохранить это, не перейти грань. Ведь именно клоуны создают цирковую атмосферу, хоть и выходят на манеж лишь для связки номеров.
Справедливости ради нужно сказать, что представление было очень достойным. Несмотря на усталость, никто из артистов не позволял себе халтурить и работать вполсилы. Яркие костюмы, сложные номера, необходимый для выступления драйв и задор. Всё это было заметно, как и была заметна верность старым цирковым традициям. То, что гастролирующий шапито недотягивал до настоящего советского цирка из детства – вина тяжёлого времени финансового выживания для творческих коллективов. Прежде подобные гастроли финансировало государство, теперь же цирки вынуждены зарабатывать сами.
«Большой Советский цирк» экономил на всём. Коллективу пришлось отказаться от услуг шпрехшталмейстера (конферансье), свести до минимума бытовые удобства, а торговать сувенирами после представления не брезговали даже артисты. Билеты на представление стоили от 2.000 до 5.000 тенге. Учитывая небольшое количество мест в шапито, доход невелик даже при аншлаге. Тем более, что самыми ходовыми были билеты не дороже 3.000 тенге, а в будние дни администрация предлагала ещё и скидки. Львиная доля доходов при этом уходит на перевозку и содержание животных, аренду участка земли, рекламу. Именно поэтому артистам в чужих городах приходится давать по два–три представления в день, и дома труппа не бывает по 10 месяцев в году. Единственное, что они могут предложить публике, это свой профессионализм, даже если приходится хитрить с логотипами и показывать урезанную программу.