Корреспондент «Эврики» за рулём автомобиля исполнил свою давнишнюю мечту. 3 страны и 5 границ
За несколько лет вместе с семьёй просмотрены: Москва, Владимир, Казань, Уфа, Нижний Новгород, Волгоград, Сочи. В этом году выбор был сложен. Мне хотелось в Узбекистан, дочь выбрала Беларусь, жену потянуло аж во Владивосток. Остановились на немыслимом компромиссе: путешествии в Санкт-Петербург через Киев.
Признаюсь, многие отговаривали от поездки на Украину: и на границе, мол, проблемы, и в стране сейчас неспокойно, и бензин дорогой, да и дороги ужасны. Но жизнь приучила к тому, что верить нужно только собственным глазам и ощущениям, потому мы решили рискнуть.
Ознакомившись в интернете с отзывами о состоянии покрытия автодорог, выяснив некоторые нюансы прохождения границы и забронировав на Booking.com квартиру в Киеве, мы составили подходящий (казалось, идеальный) маршрут и тронулись в путь.
- Небольшое отступление. Долго изучая варианты выгодного обмена тенге на гривны, пришёл к выводу, что транзитной валютой необходимо избрать не рубль, не доллар, а евро. Изучал с калькулятором, опираясь на актуальные курсы как в актюбинских, так и в киевских обменниках. Скажу сразу: прогадал, рубль везти было выгоднее.
Две стороны одной дороги
Путь наш начался с трассы Актобе-Уральск. Я удивляюсь решению наших чиновников сделать эту дорогу платной уже в следующем году. Удивляюсь – это очень мягко сказано. Если в начале путешествия, имея свежую голову и вагон сил, она мне показалась вполне удовлетворительной (учитывая прошлогоднее её состояние), то на обратном пути вместе с силами испарились и ощущения. Всё познаётся в сравнении.
Делать ремонт дороги, засыпая её щебёночной крошкой и заливая горячим раствором, при этом даже на таком эконом-варианте покрытия оставляя себе право на воровство – это преступление. А как ещё, если не воровством, назвать не доделанные полметра обочины на протяжении многих километров? Моё мнение: делать такую дорогу платной – не просто позор, а позорище!
А вот в другую сторону от Уральска ехать одно удовольствие. Наконец-то сделан участок до границы с Россией в сторону Саратова. Участок в 100 километров, который многие годы был примером самых худших автострад мира. Больше 100 километров со стороны Саратова капитально отремонтировали и россияне. И если в прошлом году путь в Саратов лежал через город Пугачёв, то сейчас рискнули поехать напрямую. Наличие двухсот километров хорошей дороги для меня стало несомненным козырем.
Подготовленные к ужасам остального отрезка трассы, мы довольно сносно его преодолели. Да, дорога ужасна, но колёса и подвеска у машины остались целы – и на том спасибо. Вывод: весной по этому маршруту категорически ехать не стоит, а вот к концу лета – вполне возможно.
Пограничный переход был не очень многолюден, но очень медлителен. Не знаю, как справятся пограничники обеих сторон с потоком близким к потоку автомобилей в сторону Уральск – Самара, стуча при этом одним пальцем+ при вводе фамилии и тратя на каждого пассажира несколько минут драгоценного в пути времени.
«Вы с какой целью на (в) Украину едете?»
К вечеру следующего дня, оставив позади Саратов, Воронеж и Курск, мы добрались уже до следующей границы. Переходить её было решено в направлении Рыльск – Глухов. Последние километры были проведены в безуспешных поисках места, где можно было бы приобрести украинскую автомобильную страховку, которая обязательна для движения по стране. Увы, но большинство страховых агентов прекратили свою работу из-за упавшего до минимума траффика российских автомобилей. Потому к таможенному посту я отправился на авось, не имея ни страховки, ни украинской национальной валюты. В кармане были лишь рубли, да карточка «Visa».
Сам процесс перехода занял очень много времени и оказался весьма тягостным – отвыкли мы уже за последние годы от тщательного досмотра. Полная выгрузка всего из салона и багажника, тщательный осмотр всех сумок и всех потаённых мест в авто, открытие окон и капота – пара российских блюстителей порядка сработала на совесть. Закончилось всё это почти 10-минутным разговором в отдельном кабинете с полным рассказом о себе, о своей работе, о целях поездки, о родственниках и друзьях. Скажу, что беседа эта, больше похожая на допрос, для меня, законопослушного гражданина, была весьма неприятной.
Украинская сторона приняла ещё «радушнее». Оказалось, что без страховки въехать на территорию Украины даже на 3 метра абсолютно недопустимо. Потому пришлось отправляться пешком на территорию Украины, пройдя при этом и пограничный, и таможенный контроль. Два штампа в паспорте о въезде и выезде из страны у меня появились буквально за полчаса.
Страховка у монополиста в лице двух приятных женщин-агентов обошлась в 1 .900 рублей, при этом меня уверили, что дешевле никак не получится. Правда, страховой взнос в самом полисе был прописан всего в 134 гривны, что при курсе 2,52 составляет чуть более 300 рублей. Но разве ж с монополистом спорить можно?
Больше огорчили сами пограничники. Ещё в пешем моём вояже человек в погонах, сразу же перешедший на «ты», заявил, что пропускать меня в страну не собирается, так как не видит явной цели моего пребывания в ней. На мои доводы о туристических целях поездки, забронированной квартире в Киеве, да и резонном возражении, что к казахстанцам их строгие правила не относятся, раздражённый страж лишь пообещал устроить мне досмотр по особой форме, добавив, что знает он нас, хитрых казахов. И это мягкий перевод.
Обещание это держало в напряжении до самого выезда с территории пункта пропуска. И даже больше. Параллельный досмотр выгруженных вещей и самого авто, проводимый в нарушение всех регламентов собственными руками досматривающих, и карусель самих досматривающих, явно не вносила спокойствия. Мысль о том, что подкинуть в таких условиях возможно всё, что угодно, не покидала голову ни на минуту.
Благо, опасения оказались беспочвенными. Нам ничего не подкинули, а лишь кое-что взяли. Пачка чая, да бутылка минералки, любезно выпрошенные у нас, с нами дальше не поехали. Осадок такие действия представителей властей оставили существенный. К тому же, город Глухов, первый украинский населённый пункт после границы, встретил нас полным мраком и катастрофическим состоянием дорог. Казалось, что правы были те, кто не советовал нам посещать Украину.
К счастью, на этом весь негатив закончился. Нервы потихоньку успокоились, а дорога приобрела нормальное состояние и понесла уставших путников в сторону столицы. Остановивший километров через 50 и лишь проверивший страховку полицейский патруль развеял последние волнения, пожелав счастливого пути. Больше за весь многотысячный пробег нас никто и нигде не останавливал!
1,5 часа разговоров и 20 гигабайт интернета за 1.000 тенге
Переночевав в придорожном отеле и заплатив за довольно приличный номер 580 гривен (вот тут и пригодилась банковская карта, так как об имевшихся у нас рублях слушать никто не хотел, называя их никчемными фантиками) к 10 утра мы въехали в мать городов русских славный град Киев. По пути нам так и не встретились обменные пункты, и знакомство со второй по величине столицей на постсоветском пространстве пришлось начинать без денег и без сотовой связи.
Впрочем, такой облегчённый вариант позволил спокойно покататься по абсолютно незагруженным субботним улицам Киева без всякого волнения и страха потеряться, так как конечной целью были либо обменный пункт, либо салон сотовой связи, а не точка с точными координатами. И то, и другое нашлось в торговом центре «Олимпийский», что напротив одноимённого стадиона, на котором проводились футбольный четвертьфинал Олимпиады-80, финал Евро-2012 и финал Лиги чемпионов 2018. Наверное, занесло меня туда не случайно.
Курс гривны относительно европейской валюты нас, в отличие от местных жителей, неприятно удивил. Рассчитанные с калькулятором воображаемые 29 гривен за евро за 2 дня дороги превратились в реальные 28,35. Печально, но не фатально. Тем более, что стоимость сим-карты немного компенсировала лёгкую грусть от упущенной выгоды. Симка «Lifecell» обошлась в 70 гривен и гарантировала мне 100 минут звонков на телефоны абсолютно всех операторов, а также 20 гигабайт полезного и незаменимого нынче интернета. Казахстанские провайдеры, а вам слабо?
Продукты в долг в киевском магазине
Следующим событием, поднявшим настроение, стал звонок хозяйке квартиры. Она уже подготовила жилплощадь и за 3 часа до обговоренного в переписке времени разрешила заселиться. Причём заселяла нас дистанционно, а на вопрос об оплате сообщила, что увидит нас в день отъезда и волноваться не о чем. Это нам-то, тем, кто должен!
Второй интересный эпизод произошёл буквально через пару часов. Дочь отправилась в магазин около дома за всякой мелочёвкой с 50-ю гривнами в кармане, и ей не хватило 24 гривны. Продавец отдал-таки товар, просто попросив занести недостающую сумму позже. 300 тенге! Незнакомый человек!!!
Сама квартира обошлась в 1.200 гривен за 2 ночи. Учитывая, что находится она в центре города – в 5 минутах ходьбы от метро и получасе пешей прогулки до монумента «Родина-мать» – предложение идеальное. Оставив машину на стоянке и заплатив 60 гривен за обе ночи, я надолго забыл о руле и с удовольствием вжился в роль пешего туриста.
22.000 шагов в день и самое дешёвое в Европе метро
Знакомство с Киевом решено было начать с Майдана и Крещатика. Добравшись до площади Независимости на метро (кстати, подземка в Киеве – одна из самых дешёвых в Европе. Проезд стоит всего 8 гривен), мы влились в многочисленный рой себе подобных. Уж кого-кого, а иностранных туристов в Киеве большое количество.
К сожалению, интернет и метро – вот, пожалуй, и всё, что приятно поражает дешевизной. Всё остальное в центре Киева рассчитано на состоятельную публику. Хотя, бюджетный вариант можно найти и не так далеко от центра. Мы, например, посетили приличную столовую, где счёт за двоих, включающий классические: первое (борщ), второе (котлета по-киевски), хлеб и компот – составил всего 133 гривны. И да, в Киеве очень даже недорогой хлеб. Ну, если сравнивать с ценами, к примеру, Санкт-Петербурга. 800-граммовая буханка приличного чёрного стоит всего 12 гривен.
Подробно описывать достопримечательности не вижу смысла (всё это есть в путеводителях), скажу лишь, что город очаровал. Опять же, сравнивать могу только с тем, что видел сам. Расположенный на холмах, он сумел соединить грандиозность московской и изысканность питерской архитектуры с мягким южным климатом. Лично для меня он предстал симбиозом крупнейших российских мегаполисов с субтропическим Сочи.
Более 22.000 шагов (браслет жены не врёт) по Крещатику и его окрестностям вместили Золотые ворота, памятник Богдану Хмельницкому, Софийский собор, памятник Владимиру-Крестителю со светящимся мечом, чудесный слегка качающийся пешеходный мост, нависший над оживлённой трассой, арку Дружбы народов и неподражаемую атмосферу архитектуры.
Закончился вечер на Крещатике, часть проезжей части которого в вечерний период превращается в пешеходную зону, притягивающую к себе творческие личности со всего города. Певцы, музыканты, танцоры, художники развлекают многочисленных прогуливающихся горожан и гостей города, заодно зарабатывая себе на хлеб с маслом.
Не чураются выступать там и люди с именем. Дольше всего мы задержались у молодого человека с мини-фортепиано (эх, ещё бы знать, как правильно назвать сей инструмент), исполняющего популярную современную и классическую музыку в собственной обработке. Оказалось, что в центре Крещатика мы увидели Ярослава ОЛЕЙНИКА, лауреата множества международных фортепианных конкурсов. Ярослав своими концертами «GRAND ROCK PIANO SHOW» с апреля покорял концертные залы Киева, а акция неподалёку от Майдана носила рекламный характер. Пианист таким образом анонсировал своё предстоящее выступление в Одессе.
День крещения Руси и купание в Днепре
Второй день был посвящён посещению Киево-Печорской лавры. Старинные храмы, пещеры с мощами святых, вода из святых источников, набрать которую приезжают, преодолевая сотни километров. Визит в лавру совпал с Днём крещения Руси, потому в ней было особенно многолюдно.
Монумент Родина-мать не остался без внимания. Меня всегда притягивала и поражала трагедия Великой Отечественной войны. Развешанные в музее под самим монументом фотографии и лежащие под стеклом письма-похоронки вкупе с трофейными знамёнами и оружием заставили окунуться в те годы и вспомнить поистине героический подвиг наших предков, победивших в той ужасной войне.
Гидропарк остался на закуску. Пешая прогулка по мосту через Днепр продолжилась купанием в его водах. Танцплощадка с танцующими пенсионерами – ещё один приятный эпизод, врезавшийся в память. Бабушки и дедушки, которым за 80, внезапно превратились в юношей и девушек, устроив мастер-класс более молодому поколению. Мастер-класс любви к жизни и умения радоваться мгновениям. «7:40» в их исполнении хотелось смотреть вечно. А как они исполняли фокстрот!
Три неполных дня и две ночи в Киеве, конечно же, катастрофически мало, но таковы правила игры, которые я сам и придумал. Правда, вскоре я внёс изменения в эти правила. И это круто! Круто иметь возможность менять правила по ходу игры.
Кроме Киева, в моих планах значилось село в Винницкой области, где я регулярно проводил время в школьные годы, пока страна была единой, но звонок брату в Одессу изменил намерения. Описанная им ужасная дорога протяжённостью в пару сотен километров, на которую можно потратить весь световой день, встала в противовес с предложением встретиться в Одессе. Сомнения были, но размышлял не очень долго. Тем более, что с братом не виделись долгих 30 лет.
Заправив полный бак, мы ринулись к Жемчужине у моря. Кстати, украинский бензин совсем не дёшев. И если, пересекая границу с Россией, было трудно привыкнуть к цене в 42 рубля за литр, то при стоимости в 29 гривен уже российское топливо показалось копеечным.
Дорога из Киева длиной в 475 километров почти на всём протяжении имеет по две полосы движения в каждую сторону, а за 55 километров до Одессы и вовсе становится трёхполосной. Это к вопросу, часто поднимаемому сейчас и в Казахстане о «кровавом колониальном советском режиме». Ну не возводят метрополии в колониях перерабатывающие заводы, не открывают высокотехнологические производства, не поднимают культуру и не прокладывают шестиполосные автобаны! Причём, когда в самой метрополии такие трассы отсутствуют вовсе. Замечу, что качество покрытия довольно-таки посредственное, хотя и позволяющее ехать практически с любой скоростью. Правда, иногда двигаться без проблем можно лишь по левой полосе.