Экскурсоводы краеведческого музея знают об экспонатах всё!
В последние месяцы всё чаще и чаще говорят о том, что с развитием интернета и появлением различных гаджетов эпоха театров и музеев ушла в прошлое. Актюбинцы с таким мнением не согласны. Свидетельство тому всё увеличивающееся количество посетителей, причём это не только группы студентов и школьников.
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
В областном историко-краеведческом музее жительница Актобе Татьяна САМОЙЛЕНКО не первый раз. Много раз приводила сюда своих детей и подруг.
– Не сказать, чтобы я была в восторге. Прекрасно знаю, что потенциал музея огромен, в хранилищах огромное количество предметов, многие из которых уникальные, но почему-то они скрыты от глаз посетителей, – сетует Татьяна.
Ситуация с закрытием, хоть и временным, старейшего музея в нашей области (функционирует он с 1929 года), настолько драматическая, насколько и вопиющая. Напомним, в здании (а оно действительно ветхое) нашли массу нарушений пожарной безопасности. Руководство историко-краеведческого музея поспешило устранить важные замечания, но здание от этого новее не стало.
– Это показывает отношение к культурному наследию со стороны, – сквозь призму критики говорит экс-директор музея, заслуженный работник культуры РК Рысжан ИЛЬЯСОВА. – Как мы хотим развивать местный туризм, как будем удивлять гостей, если у нас негде это делать? Мне очень обидно, ведь уникальные экспонаты имеем. У областного музея тысячи экспонатов, а хранятся они, как в сарае. Да и у посетителей нет условий для осмотра всего огромнейшего фонда, который собирался десятилетиями.
Похоже, ситуация с музеем всё же стала известна на областном уровне. Деньги на капремонт учреждения нашлись. Совсем скоро здесь появятся отдельные пристройки для администрации и фондохранилища. Что касается нового здания для областного историко-краеведческого музея, то его строительство планируется в микрорайоне «Нур-сити». Вот только сроки пока не установлены…
СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
Патриотизм и любовь к культуре прививаются в средней школе №26. Здесь уже 26 лет существует музей боевой славы имени героя Советского Союза Дмитрия Карбышева. Много лет учителя-энтузиасты собирали материал о Великой Отечественной войне, делают они это и поныне.
– Я не скажу, что музеи забыты нынешним поколением, интерес у школьников и студентов есть, причём немалый. Хотелось бы, конечно, как-то модернизировать выставочные экспонаты, сделать более современными, но пока не получается, – сетует руководитель школьного музея Зауре ЖАБАЕВА.
ЛУЧШИЙ АНОТОМИЧЕСКИЙ
Музеем актюбинского медуниверситета восхищаются не только отечественные, но и зарубежные гости. В этом году анатомическому музею исполняется ровно 55 лет. Кажется, что нет ни одного школьника или студента, кто бы его не посетил. Среди пятисот экспонатов есть и те, которые пугают и шокируют.
– Многие признают, что у нас лучшая анатомическая экспозиция. Иностранные медики-специалисты просто в восторге от выставки. Стараемся сохранять и приумножать то, что имеем, – рассказывает руководитель музея Алина ГИЗАТУЛЛИНА.
Медики пошли дальше, и уже в 1997 году в вузе открывается второй музей, на этот раз с историческим уклоном. 1.500 предметов, вещей и писем. По ним можно проследить историю развития здравоохранения Актюбинской области и медуниверситета.
– Одна из задач нашего вуза – вырастить профессионального врача. Музеи – наглядное учебное пособие и помощь нашим преподавателям. На мой взгляд, музеи всегда будут актуальны, – делится своим мнением Алина Музагитовна.
МОЛЧАНИЕ НЕУМЕСТНО
Хвастаться уникальными экспонатами и выставками можно достаточно долго. А вот о проблемах… О проблемах музеев их руководители говорят давно, вот только голоса их практически не слышат на высшем уровне. Хотя роль подобных культурных заведений трудно переоценить. В сентябре прошлого года председатель комитета по социально-культурному развитию мажилиса РК Гульнар ИКСАНОВА обнажила достаточно острые проблемы в этом направлении:
– Существующая нормативная база в музейном деле безнадёжно устарела, необходима разработка системы инструкций и нормативов. К примеру, по единой системе учёта и хранению музейных экспонатов. Проект такой инструкции был представлен музейному сообществу ещё в 2010 году, но и поныне не утверждён. Действует же инструкция 1984 года. Также в международной практике отнесение предметов к культурно-историческим ценностям производится только на основе решения экспертной фондо-закупочной комиссии музея. Сейчас вся работа по пополнению и хранению фондов музеев проводится стихийно, субъективно, деятельность комиссий не регламентирована. Это означает, что и финансирование музейных закупов произведений искусства, не отвечая зачастую потребностям фондовой и экспозиционной деятельности музеев, может проводиться непрозрачно.
Отметила депутат и вопрос с размещением фондов. Как оказалось, большинство отечественных «обителей муз» не имеют современных типовых зданий, а некоторые зачастую и вовсе расположены в неприспособленных помещениях, где не соблюдаются ни температурный, ни влажностные режимы.
– Значительное количество музейных раритетов всех музеев Казахстана нуждается в профессиональной реставрации. Существует критическая нехватка производственной базы и высококвалифицированных кадров в фондовой, реставрационной, экспозиционной и других областях музейной деятельности. Музейных работников волнуют проблемы крайне низкой заработной платы (зарплата музейного смотрителя – 24.500 тенге, научного сотрудника – 33.000 тенге). Это основная причина большой текучести кадров, – критикует Гульнар Мустахимовна.
ДИПЛОМ ИЛИ ЗНАНИЯ?
Ляззат НУРКЕЕВА трудится экскурсоводом в областном краеведческом музее всего-то восемь месяцев. Историк по образованию, девушка не считает, что для музейного дела нужно иметь специальный диплом.
– Гораздо важнее – стремление узнать профессию, обучиться у мэтров, перенять их опыт, знания. А экспонаты и историю родного края можно узнать, было бы желание, – говорит Ляззат.
Тем не менее, проблема подготовки музейных работников существует, причём, это острый вопрос во всех странах бывшего СССР.
– В соседней России музеи ушли далеко вперёд, а мы всё топчемся на месте. Там и кадры есть: от смотрителя до научного сотрудника. А у нас негде готовить. Я 40 лет в музее проработала, но ни разу у нас не было профессионального музейного сотрудника. Коллег помладше сама обучала несколько лет. На самом деле, этой работе нужно отдаваться полностью, болеть ею, – говорит Рысжан Ильясова.
Её мнение о нехватке профессиональных кадров разделяет и старейший экскурсовод в Актюбинской области Роза БАЛДЫГАРИНА (проработавшая в музее с 1985 по 2008 годы).
– Отрасли уже более двух тысяч лет, а мы до сих пор не можем научить музейных работников. Странно ведь, но у нас даже нет раздела в инструкции, как подавать те или иные предметы, которые экспонируются, – рассказывает Роза Баяновна.
НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
В областном управлении культуры считают, что музеям уделяется достаточно внимания.
– Посещаемость у нас хорошая, будем стараться и дальше привлекать посетителей, – отмечает главный специалист отдела управления культуры Алия ШАЛМАНОВА. – За последние два года на строительство в некрополе Абат-Байтак в Кобдинском районе, строительство пристройки к мемориальному комплексу Есет батыра, благоустройство территории мемориального комплекса Есет батыра в селе Бестамак Алгинского района, а также на строительство мемориального комплекса Абилкайыр хана и музея в селе Толыбай Айтекебийского района выделено 418 миллионов тенге. Думаем, актюбинцы и гости города по достоинству это оценят.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото Юрия ТАРАСЕНКО