Художники пишут историю
– Ещё в 1998 году правительственная делегация отправилась в Узбекистан, где ранее было обнаружено захоронение великого бия, – говорит учёный.
Там сотрудниками лаборатории антропологии во главе с Оразаком ИСМАГУЛОВЫМ череп Айтеке би был изъят из захоронения и отправлен в московскую лабораторию Герасимова, где двумя специалистами–женщинами была реконструирована голова великого казаха.
– Этот памятник был открыт осенью 2008 года, – напоминает Талгат Смагулович. – А реконструкция была сделана за 6 лет до этого. У авторов актюбинского памятника было предостаточно времени, чтобы посмотреть на «исходник» и увидеть, каким на самом деле был Айтеке би. Я бы ничего не говорил, если бы это был проект частных предпринимателей. Но это правительственный заказ, были выделены огромные деньги. И так отклониться от истории – недопустимо! Для чего тогда историки проделывают такую кропотливую работу? Чтобы потом кто–то на неё даже не обратил внимания…
Пока историки знают, художники видят…
Историк уверяет, что даже в интернете свободно можно найти фото реконструкции одного из биев. Почему тогда в Актобе нет ни одного правильного памятника правителю Младшего жуза?
– Памятников трём биям сделано очень много, и каждый раз это совершенно разные лица, – уверяет Талгат Смагулович. – Историки сделали не так много таких реконструкций по скелетным останкам великих казахских людей. Их можно пересчитать по пальцам. Но они имеют полное право остаться в Истории со своим лицом, а не вымышленным. Люди должны их запомнить такими, как они на самом деле выглядели.
По мнению Талгата Жумаганбетова, такая небрежность в науке приводит к искажению истины. А в данном случае – искажению собственного прошлого.
– Они возомнили себя историками! – возмутился Талгат. – Я не говорю, что нужно снести этот памятник. Он стоит на своём месте. Если бы было возможно поменять только голову… Но юридически это невозможно. У нас в районах несколько памятников Айтеке би, все они совершенно разные. И надо сказать, ни один из них не похож на своего прототипа.
Как уточнил историк, Айтеке би в жизни был гораздо худощавее, чем его изображают скульпторы. По антропологии у него чисто казахское лицо, без черт славянизма.
Деньги дали, а историю не проверили
Доктор исторических наук не знает, откликнется ли на его замечания общественность, обратит ли правительство внимание на факт несоответствия, и чем это закончится. Но он надеется, что его услышат те, кто причастен к работе по созданию памятников, и впредь не будут допускать таких исторических погрешностей.
- Мы работаем в университете, и акимат постоянно спрашивает: куда мы устраиваем выпускников, нашли ли они свои рабочие места, - возмущается историк. –Таким образом они контролируют вложенные средства. Ну почему бы эти средства не проконтролировать тут, когда это так нужно? Это ведь наша с вами история!
Надо отметить, ранее в других СМИ сообщалось о том, что актюбинский историк обращался к акиму города и писал ему письма. Однако Талгат Смагулович уверяет, что не писал никаких писем акиму, да и устно претензий ему не высказывал. Просто поделился своими мыслями с журналистами.
Вдохновение против науки
– В последних журналистских публикациях и в социальных сетях все напали на скульптора, однако я думаю, что он тут ни при чём! – встал на защиту ваятеля историк. – Это его фантазия, ему никто не говорил о реконструкции, и он сделал так, как видел этот памятник.
В своём интервью с журналистами актюбинский художник Женис ЖУБАНКОСОВ пояснил, что вдохновился изображениями бия в исторических учебниках, а о реконструкции черепа Айтеке би ничего не слышал.
– Мне кажется он не был таким, как представлен в реконструкции, – поделился Женис. – Я вообще думаю: как через кость можно сделать конкретную реконструкцию – это невозможно, – со скептицизмом ответил художник.
К слову, заказ этого памятника обошёлся областному бюджету в 43 миллиона тенге, из них 4 миллиона – гонорар скульптору. Проект был согласован с комиссией. Претензий до этого никаких не было.
Однако жубановский профессор настаивает, что так халатно относиться к истории и историческим исследованиям недопустимо. Если есть лицо, которое было сделано благодаря скелетным останкам Айтеке би, значит, есть максимально приближенный образ человека, с научной точки зрения, а не так, как подсказывало вдохновение.