Хрустальный козлёнок
Актюбинский конструктор–механик Айтилеу МАМЫРБАЕВ создал современный символ фестиваля «Ортеке», вместо традиционного дерева отдав предпочтение оргстеклу. Членам жюри идея новатора понравилась, но Гран–при фестиваля всё же получил другой участник. | ||||||
В начале ноября в южной столице состоялся II Международный фестиваль традиционного кукольного искусства «Ортеке–2012». Событие такого уровня, посвященное возрождению исчезающего древнего казахского мастерства, состоялось в Казахстане во второй раз. Не остались в стороне от мероприятия и актюбинские умельцы. Конструктор–механик областного театра кукол «Алакай» Айтилеу Мамырбаев создал козлёнка со светящимися копытцами.
САКРАЛЬНЫЙ КОЗЁЛ.
В древности искусством управлять деревянным козликом (ортеке) обладали в каждом селении, сейчас таких мастеров – считанные единицы. Да и тех, кто может создать такого козленочка – тоже мало. Актлеу Мамырбаев признается, что для создания маленького символа фестиваля ему пришлось полистать литературу, вникнуть в истоки казахской культуры.
– Для ортеке традиционным считается использовать дерево, а я решил взять современный материал – оргстекло. Захотелось внести свою изюминку, потому решил «подсветить» копыта козленку. Вот и получилась современная модель. Как–никак на дворе ХХI век, – делится новатор.
Актлеу признается, что необычная идея в голову пришла в самом начале работы. Парень вспомнил мультфильм «Золотая антилопа»: при стуке копыт животное сыпало золотыми монетами.
– Механизм очень простой: берем лампочку от карманного фонарика и вкручиваем в приготовленное отверстие. А для экономии энергии здесь имеются вот такие пружинки, – показывает конструктор.
СЕКРЕТ НОМАДА.
Кукла, стоящая на специальном столике, может и н е привлечь внимание человека. Представить себе, как механизм работает на практике, довольно сложно. Но стоит увидеть это хотя бы раз, и ортеке непременно произведет сильное впечатление на зрителя любого возраста.
В композиции органично соединяются звуки домбры, движения козлика и вокал музыканта–кукловода. Танец козлика может обрастать новыми спецэффектами, в этом и состоит мастерство исполнителя. Культуроведы приписывают ортеке сакральный смысл. Говорят, что этот жанр непременно был связан с охотничьей магией.
– Бывало даже, что домбристы и зрители, наблюдавшие за пляшущим козликом, входили в транс, – говорит Мамырбаев.
Сам по себе горный козел – тотемное животное, символ мужского плодородия. Кюи высокого художественного уровня, исполняемые на домбре, являлись практикой, с помощью которой кочевники медитировали, «открывали чакры». Зрелище завораживало серией однообразных движений деревянной фигурки.
УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО.
– К сожалению, я не умею управлять ортеке. Я лишь создал куклу, а вот представлять нашего ортеке на фестивале пришлось другому человеку. Наш козленок подтанцовывал своему кюйши, а его светящиеся копытца передвигались в такт струнам домбры, – вспоминает автор игрушки.
Радостные зрители, многие из которых видели подобное чудо впервые, кричали: «Быстрее танцуй!», и козленок начинал скакать еще быстрее. Самые маленькие зрители не могли оторвать глаз от волшебства.
После фестиваля парень твердо решил, что всерьез займется изучением выбранного вида искусства.
СОВЕРШЕНСТВУ НЕТ ПРЕДЕЛА.
Хрустальный козленок – так члены жюри и участники фестиваля стали называть актюбинскую куклу, произвел впечатление на всех. Автора хвалили за нестандартный подход, несколько раз предлагали продать актюбинского ортеке. Но главный приз получил другой участник.
– Я не расстраиваюсь по этому поводу. Зато я посмотрел на работы других мастеров, – делится Актлеу.
Теперь парень знает, что требует доработки в его шедевре:
– Переделаю стол, чтобы звук был подобен барабанному. А потом подарю театру кукол «Алакай».
Поделился конструктор и планами на будущее:
– Хочу смастерить козленка с фосфором. Ведь для того, чтобы эффект святящихся копыт был более выражен, наш ортеке выступал в темноте. Но без света незаметна красота движений куклы. Поэтому попробуем другой материал.
Динара ЖАНАЛИНА,
|