Карпатская золотая рыбка
Первые этнические поляки появились на актюбинской земле в начале 20–го века, ещё до революции. В основном это были переселенцы с Западной Украины. Приехали они сюда в теплушках, во время Столыпинской реформы, но, в отличие от тех народов, кто отправился сюда за лучшей долей, оказались они посреди степи не по своей воле. Во время Первой мировой в Российской империи росли антипольские настроения, ведь войска Галиции воевали на стороне Австро–Венгрии, злейшего врага России, и царское правительство решило насильно выслать поляков с Карпат в киргиз–кайсацкие степи. Так можно было и избавиться от нежелательных элементов в государстве, и поддержать начинающую рушиться аграрную реформу. Ведь теплушки с семьями поляков отправились сюда в 1911–м, когда реформы подвергались резкой критике, а русские и украинские крестьяне, напуганные страшными новостями о карательных мерах, не хотели добровольно ехать на чужбину.
Актюбинск. Станция конечная
По программе переселения сосланным отвели местечко в самой глубине нынешнего Казахстана, подальше от границы с Россией. Но в судьбы людей вмешался случай. Один из поездов сломался недалеко от Актюбинска, тогда ещё уездного города Тургайской области. Пассажиров так и оставили налаживать быт в пыльном, степном городишке.
Переселенцы знали, что на чужбине помощи от властей не будет, и везли с собой самое необходимое – семена и сельхозинструменты. Но наша земля заметно отличалась от украинского чернозёма, да и климат тут оказался суровее. Многие семена не взошли. Но через несколько лет кропотливого труда и в Актюбинске появились фруктовые сады. Пусть они были не такие пышные, как вишневые садочки на Карпатах, но скупой степной пейзаж теперь заиграл новыми красками, а по городу, кроме тополиного пуха и запаха полыни, потянулся нежный аромат цветов.
Всё в твоих руках, Господи!
В 50–е, когда советская власть стала не так критично относиться к религии, стараниями этнических поляков в районе Москвы, где поселилось большинство переселенцев из Европы, появился католический приход. Он был тогда совсем не приметен с улицы. Обычная калитка выходила не на оживлённую улицу Садовая (нынешняя Иманова), как сейчас, а на узенькую, неприметную Октябрьскую. Со стороны было трудно догадаться, что это храм, а не жилой дом. Зато внутри хранилось истинное сокровище – настоящий орган! Его на средства прихожан привезли из Прибалтики.
Жаркое из золотой рыбки
Польские княжества находились в центре Европы, на стыке двух культур и религий. Неудивительно, что Краков и Варшава считались не только столицами Речи Посполитой, но и главными городами славянского мира. Неудивительно, что и на актюбинскую землю они привезли европейскую культуру и славянские традиции. Одной из главных легенд поляков, которые прижились у нас, стала история о бедном рыбаке.
Согласно преданию, он накануне Рождества отправился к реке, потому что есть было совершенно нечего. Единственным его уловом стал большой карп, но накормить детей одной рыбкой он всё равно не смог бы. Но случилось чудо. Оказалось, что брюшко рыбы было набито золотыми монетками. Семья зажила богато.
Крупицы истинных сокровищ
С обретением Казахстаном независимости, вопрос о сохранении и популяризации польской культуры в нашем городе встал особенно остро. Те диаспоры, в которые входили тысячи представителей, легко вспомнили рассказы бабушек и дедушек, старые песни, обряды, традиции. У нас же проживало всего две сотни поляков. Даже сейчас, когда НКЦ налажен и функционирует, активными членами ЭКО «Святло» являются около 50–и человек.
«Святло» в переводе с польского означает «свет». Позитивное название быстро прижилось в творческом коллективе.
– Сначала мы собирались в обычной квартире на улице Марата Оспанова, – вспоминает председатель НКЦ «Святло» Елена ЦИБУЛЬСКАЯ. – Я давала объявления о встречах во все газеты, люди передавали эту новость друг другу. Тут мы пили чай, знакомились и старались по крупицам восстановить то, что мы знаем о культуре поляков. Интернета тогда не было, и мы искали информацию в книгах. Чтобы воссоздать национальные костюмы, я перечитала кучу книг и журналов. Зато когда к нам приехали гости из Польши, они очень удивились. Там большинство молодёжи о традициях своего народа знали меньше, чем мы, актюбинцы!
Первые поездки на историческую родину у поляков тоже проходили не от хорошей жизни. В 90–е Польша ещё была безвизовой. Туда, в коммерческие поездки, то есть на закупку товаров, рвануло много актюбинцев. Посещали они в основном только вещевые рынки или оптовые базы. Максимум – дешёвую пивную, если торговля была удачной. Но казахстанские поляки заметно выделялись в этой толпе. Каждую свободную минуту они старались потратить на знакомство с местной культурой, чтобы привезти её своим соотечественникам.
Сейчас артисты из ЭКО «Святло» – желанные гости на любом городском мероприятии. Теперь у них в Доме Дружбы есть свой кабинет, с маленьким музеем. Прежде на аренду квартиры, литературу и на организацию репетиций приходилось собирать небольшие взносы. Теперь же, при поддержке актюбинских властей, возможен любой творческий полёт.
Несущие свет
Любопытно, что в своё время открытие НКЦ «Святло» благословил глава актюбинского католического прихода Тадеуш СМЕРЕЧИНСКИЙ. И не только благословил, но немало постарался для его развития. Ведь священник сам родился и вырос в Польше. Кому, как не ему, рассказывать о современных народных традициях?
Волны эмиграции в Польшу в Актобе практически не было. Хотя, казалось бы, для многих это неплохой шанс вырваться в Европейский Союз. Переехать на ПМЖ туда подумывали разве что совсем молодые семьи. Остальным такая мысль даже не приходила в голову. Было бы очень больно покидать гостеприимную землю, дружелюбный народ и оставлять дома, которые с таким трудом выстроили их отцы и деды.
– Как бы это пафосно ни звучало, мы нужны именно здесь, – считает Елена Цибульская. –Пусть нас мало, но мы всеми силами стараемся подарить актюбинцам капельку добра и света.
vlad.k@evrika.kz