Капитальный ремонт души производится в доке душ*
«Аккордеон был мне неинтересен, и я взялся за гитару»
– Мой отец играл на нескольких музыкальных инструментах. Он хотел, чтобы я научился играть на аккордеоне. По его настоянию я учился в музыкальной школе до 6–го класса, но особого интереса к музыке не проявлял, – начал свой монолог Игорь после исполнения первой песни «Здравствуй, Урал». – Папа у меня строгий и поставил меня перед выбором. Я выбрал гитару. Моим первым учителем игры на гитаре стал отец. Тогда я и заинтересовался по–настоящему музыкой.
Действительно, школьные годы Игоря прошли в 80–х годах 20–го столетия. В беседках, на скамейках, в зонах отдыха, на маёвках – повсюду звучала гитара. Людей, умеющих играть на гитаре, уважали, а к шестиструнному инструменту относились бережно – хорошие струны были дефицитом и, при очередном завозе, раскупались враз.
«Высоцкого я не понимал»
– Где–то в восьмом классе я стал сочинять свои тексты и музыку. Увлечённо слушал песни Юрия Визбора, Вилли Токарёва, Александра Розенбаума, группу «Машина времени», Александра Киреева. Кстати, именно с Александром Киреевым мы впоследствии стали друзьями, он стал моим наставником. А Высоцкого я тогда не понимал. Пока я проходил службу в армии, в Кургане образовался клуб авторской песни «Перебор», переименованный потом в «Интервал». Мы вместе с ребятами из клуба выступали на различных сценах родного города, начиная с 1994 года. У нас была своя аппаратура, которую клубу подарило управление архитектуры и градостроительства города. Мы готовились, а затем участвовали в различных крупномасштабных бардовских фестивалях.
«Бардов 21–го века отмечает профессионализм»
– Всем известно, что Булат Окуджава, тот же Юрий Визбор, были необразованны в музыкальном плане. Сейчас среди бардов много музыкантов–профессионалов. Наверное, это является главным отличием. Хотя есть и спорные моменты. Тот же Сергей Никитин, бард советского времени, был высокообразованным, ни в чём не уступая в музыкальной грамотности современным бардам. Или никак нельзя сравнивать, кто же лучше, к примеру, современник Вячеслав Ковалёв или бард Виктор Берковский.
«Не можешь не писать – пиши»
– Если ты не можешь писать, не пиши. Но если не можешь не писать – пиши, иди в ногу со своим призванием. Зарабатываешь на этом или нет – дело твоё. Быть полезным обществу, творить – вот что важно для барда.
Действительно, творчество бардов – это отдельная страница среди многочисленных музыкальных направлений. Барды не ставят на первое место коммерческие интересы, проще говоря – мысли о больших гонорарах у них где–то вообще на заднем плане. В песенных текстах слушатели никогда не услышат рассуждений на политические темы, социальных распрей, лжеромантики, высокой помпезности и лицемерия. Барды – вечные пацифисты–философы. Дым костра, дождь, таёжный воздух, крепкий чай, вокзалы, поездки, реки и озёра, первозданная природа, старый рюкзак с нехитрым содержимым, свет звёзд, закат солнца – всё это наглядно можно представить в своём сознании во время прослушивания бардовских песен. Поэтому многие ошибаются, называя всех подряд авторов песен, исполняющих их под гитару, бардами. Простых авторов и исполнителей гораздо больше бардов.
Стихи и музыка пишутся одновременно
Вернёмся к концерту. В зале было относительно прохладно, поэтому зрители сидели в верхней одежде и шапках. Тем не менее, никто не покинул зал до конца программы. Игумнов пришёлся по душе актюбинским любителям бардовского творчества. Наш гость, чувствовалось, вошёл в роль, вдохновенно исполняя свои песни, как прошлых лет, так и недавно написанные. Приятный завораживающий голос, безупречная игра на гитаре, прекрасные аранжировки – это результат его 25–летней творческой работы. Артист рассказал, что он в целом сочинил более ста песен и выпустил два альбома – «Талисман» и «Верь в любовь».
– Стихи и музыку пишу одновременно. Обычно неожиданно приходит вдохновение, я сразу пишу текст первого куплета, затем на гитаре подбираю аккорды, напеваю мелодию, а потом пишу следующие куплеты, – сказал Игорь. – Но иногда бывает, что сочиняю один куплет, а завершаю текст, скажем, где–нибудь в троллейбусе. Хотя, конечно, если дома, когда гитара под рукой, лучше.
В рот не заглядывают, но уважают
– Я жил в Омске на протяжении 8 лет, и молодые омчане, которым нет ещё 30–и лет, в рот нам, старшему поколения, не заглядывают, но относятся с большим уважением. Молодые барды творят своё, выступают перед публикой с концертами, просят советов у бардов старших лет.
А в Москве я преемственности не наблюдал. Собираются на бардовские встречи зрители предпенсионного и пенсионного возрастов. Мне 45 лет, и то я не увидел на таких встречах своих ровесников. Московская молодёжь собирается отдельно. Они тоже творят, но не бардовское. Между прочим, есть в их среде свои кумиры и популярные песни местного масштаба, правда, я особо не интересовался этим.