Кандидат философских наук Дмитрий МАЦЮК: «100-процентная толерантность в обществе – это миф»
– Есть несколько толкований. Толерантность – это, во-первых, терпимое отношение к чужому мнению, к чужой вере, то есть, когда я спокойно себя веду по отношению к человеку, с которым у нас абсолютно разные убеждения. Второе понятие толерантности: когда, возможно, я в чём-то презираю чужие взгляды, но этого не показываю. Третье – толерантность как безразличие к чуждым взглядам и культуре. Четвёртое понятие толерантности – уважительное отношение к чужой точке зрения, к другой религии, культуре, к другим политическим взглядам. И вот в последние годы в Казахстане делают акцент именно на четвёртом понимании толерантности.
– Как вы считаете: наша молодёжь сегодня толерантна?
– Я могу сказать на примере моих студентов. Да, большая часть молодёжи действительно толерантна. На занятиях мы обсуждаем со студентами разные вопросы, в том числе касаемся тем межэтнических отношений, межкультурных связей, и я вижу, что у них уважительное отношение к представителям других религий, культур, субкультур. Года три назад на нашей кафедре Ассамблеи народа Казахстана мы провели круглый стол на тему межнациональных браков. И вот я заметил, что девушки коренной нации выступали против интернациональных союзов. Они считали, что для совместной жизни нужно выбирать человека своей нации, чтобы сохранить национальные традиции и обычаи, а также в целях недопущения разногласий по поводу религий, культуры. Но, с другой стороны, сегодня студенты мыслят более свободно.
Вообще я считаю, что культура толерантности закладывается в семье. Если молодые люди больше проводят время в среде, где процветают, так сказать, дворовые понятия, или в семье страдают от насилия, агрессии, то трудно говорить о толерантности. Как говорили философы, бытие определяет сознание. Есть студенты, которые уезжают по образовательным программам за границу. И возвращаются на родину с уже другими взглядами. За рубежом они прониклись духом европейских ценностей и рассуждают совсем по-другому о жизни. Я наблюдаю за нашей молодёжью: молодые люди активны, они борются против несправедливости, становятся волонтёрами, защищают чужие права.
– Если говорить о нетолерантности молодёжи, то в какой сфере она проявляется больше?
– У некоторых молодых людей нетерпимость проявляется в отношении к религии. Есть слепые последователи своей религии, которые отторгают любую другую веру. И в этом кроется опасность, потому что Казахстан – межконфессиональное общество, то есть в нашей стране проживают представители различных религий. К счастью, религиозная нетерпимость у нас проявляется не так сильно, как в других странах, где религия является государственной идеологией. Я всегда говорю своим студентам: неважно, какую религию выбрал человек. Главное, чтобы она шла ему на пользу и не несла вред другим. Бывает такое, что, прикрываясь религиозными ценностями, отдельные личности начинают совершать какие-то преступные действия.
Если мы смотрим на страны Европы, то видим, что экономика, система здравоохранения, образования там выше, чем у нас. Но, я считаю, что их толерантность иногда доходит до абсурда, так как одобряют всё подряд. Я, например, не совсем понимаю однополые браки. Никоим образом не призываю к агрессии в отношении ЛГБТ-сообществ, но наше общество всё-таки не приемлет такие союзы. Безусловно, пусть такие люди мирно живут. Но чем больше будет подобных проявлений, тем больше будет теряться понимание традиционной семьи. Как видите, толерантность – понятие многогранное.
– Инклюзивное обучение – это тоже один из путей толерантности. В вашем университете учатся студенты с ограниченными возможностями?
– Да, несколько лет назад на нашем факультете училась девушка, которая когда-то потеряла зрение, училась она очень хорошо. Я считаю, что это правильно, когда в школах, колледжах и высших учебных заведениях вместе со всеми занимаются ребята, у которых есть определённые физические ограничения. И чувствуют они себя в группах комфортно, дружат со своими однокурсниками. Год назад учился ещё незрячий студент, его везде сопровождал однокурсник. Я восхищаюсь такими молодыми людьми, которые, невзирая на какие-то ограничения, учатся, строят своё будущее. Недавно в банке наблюдал такую ситуацию, как парень заехал на инвалидной коляске, и все пропустили его вне очереди.
– Но, согласитесь, что наше общество пока нельзя полностью назвать толерантным. Достаточно вспомнить, как несколько лет назад актюбинские музыканты требовали отменить концерт казахстанского бойз-бенда «Ninety one» из-за их неординарной внешности: крашеных волос, броского макияжа, яркой одежды. Притом, что у группы прекрасные голоса и песни. Недавно продюсер ещё одной казахстанской группы высказался, что поддерживает ЛГБТ-сообщества, и концерт его музыкального коллектива бойкотировали в Уральске.
– Это говорит о том, что общество у нас традиционное. И вообще не существует 100-процентной толерантности – это абсолютный миф. Мы сейчас с вами обсуждаем те моменты, где в большей или меньшей степени проявляется (или не проявляется) толерантное отношение. Я считаю, что уровень толерантности очень сильно зависит от экономической составляющей. Мы можем почувствовать эту атмосферу в общественном транспорте, особенно в час пик. В автобусах часто и происходят ситуации, когда возникают конфликты между представителями разных вер или наций. Но хорошо, что у нас есть статьи в Уголовном кодексе за разжигание межнациональной розни. То, о чём я говорил до этого, называется бытовым национализмом – когда причины социальных проблем перекладывают в межнациональную плоскость. И бытовой национализм есть практически в любом обществе. В каждом обществе всегда идут социальные процессы, это неизбежно. В нашей стране всё-таки национальная толерантность превалирует. В социальных сетях государственные органы тоже отслеживают комментарии, которые могут разжечь конфликт. Сейчас даже за нецензурную брань или оскорбление могут привлечь к уголовной ответственности.
– Общество можно воспитать толерантным? Есть ли в университете дисциплины, которые учат быть терпимее друг к другу?
– Есть предметы: социология и политология, где мы изучаем социальную структуру общества, особенности политических отношений, партийной системы. Преподаватель как бы даёт нейтральную информацию, но в то же время должен воспитывать у студентов чувство гражданской ответственности, толерантности. В религиоведении мы рассказываем об истории формирования разных религий. Если мы даём оценку каким-то религиозным или политическим явлениям, то нужно делать это осторожно, аргументируя свои суждения. Мы сами видим, как в телевизионных программах часто выступают так называемые эксперты, которые своими высказываниями ущемляют чувства представителей других национальностей и другой веры. Но при этом не нужно скрывать проблемы: мы должны их обсуждать со студентами, давать возможность высказываться молодым людям. Толерантность зависит от самого народа, от его менталитета. Если говорить на примере Казахстана, то степная жизнь воспитывала традиции гостеприимства, взаимопомощи. Например, если кочевник терял скот, ему могли помочь только родственники или соседи. И, несмотря на то, что мы живём в условиях рыночной экономики, вот эти наши исконные традиции никуда не исчезли.