В прошлом номере «Эврики» мы рассказывали о том, что на встрече журналистов с акимом области один из наших коллег поинтересовался у Бердыбека Сапарбаева, почему на фестиваль во Франции в составе актюбинской делегации были руководитель управления культуры Канат Айтбаев и певица Светлана Айтбаева. Муж и жена отправились не в самую бедную страну Европы на государственные деньги.
После выхода газеты с редакцией связался Канат Айтбаев, пожелавший прояснить ситуацию.
ВО ФРАНЦИЮ ЕЗДИЛИ НЕ ОТДЫХАТЬ, А РАБОТАТЬ
– Канат Кудайбергенович, так почему во Францию на деньги налогоплательщиков поехала именно супружеская пара Айтбаевых, а не кто–либо другой? Сочетали приятное с полезным?
– На этнографический фестиваль во Францию ездили не только мы вдвоём, но и ещё 30 человек – малый состав оркестра казахских народных инструментов имени Ахмета Жубанова и танцевальный ансамбль «Акку». Актюбинскому оркестру впервые за 13 лет выпала такая возможность – нас пригласили. Мы два месяца готовились, репетировали, подготовили хорошую программу. При поддержке акима области были выделены средства для поездки на этот фестиваль.
Фестиваль чем хорош? Он помогает развиваться. Нельзя всё время вариться в собственном котле и стоять на одном месте.
На этот фестиваль я поехал в качестве руководителя нашей делегации. Хотелось увидеть, как у них подходят к организации таких мероприятий.
А насчёт супруги – Светлана со дня основания работает в составе этого оркестра. Во Францию поехали оба солиста коллектива – заслуженные деятели искусств Марат Айтимов и Светлана Айтбаева. Из–за того, что она – моя супруга, я должен был запретить ей ехать? А годами отшлифованный репертуар? Я думаю, что ничего зазорного в этом нет.
В рамках фестиваля мы дали 9 концертов за 9 дней. Два концерта из них были показаны в доме для престарелых. Были встречи со школьниками, концерты у подножия Альп. Везде, где мы были, поднимался наш флаг, рассказывалось о нашей стране, нашей культуре. С большим интересом французы слушали наши народные песни и кюи, очень тепло приняли казахские нежные танцы. Мы были приятно удивлены, что многие зрители хорошо осведомлены о Казахстане. Уж фамилии президента Назарбаева и велогонщика Винокурова знают все!
– В соцсетях ходило такое предположение, что вы вдвоём, пользуясь служебным положением, поехали во Францию просто отдохнуть за государственный счёт. Если бы фестиваль проходил, скажем, в Монголии, фиг бы даже один из вас туда поехал!
– Зарубежные поездки – большая ответственность. Ведь выступаешь от имени страны. Каждодневные репетиции перед концертами, различные деловые переговоры с коллегами из других стран, корректирование программы выступления в соответствии с каждым фестивальным днём – большой труд.
А в Монголию – почему бы нет? До Франции мы вместе куда только не ездили! Если читатели не забыли, я не всегда был чиновником, но пою, сколько себя помню. У нас с женой – творческий дуэт. Мы и в Россию, и в Турцию ездили на конкурсы, и в Китай на концерты, и в Сирию в мирное время на фестиваль – тоже вдвоём.
ПОЭТЫ НА ОСТАНОВКАХ БУДУТ ЧИТАТЬ СТИХИ
– Хорошо, сменим тему. Сейчас на дворе уже август. Что–то в городе планируется ещё успеть этим летом? Вот на днях открылся так называемый Арбат в парке. Насколько известно, он планировался давно, но в другом месте и в ином виде.
– Мы давно хотели создать нечто, где бы собирались поэты, читали свои стихи, барды и музыканты пели песни, художники, скульпторы что–то творили. Изначально, по предложению разных наших творческих людей, мы рассматривали проспект Абая или старую часть города. Но на бывшем Октябрьском бульваре ездят машины, а в старом городе просто негде. Поразмыслив, решили создать Арбат в парке. Неделю назад он открылся. Может, где–то что–то упустили – будем менять. Вот некоторые наши поэты изъявили желание сесть в микроавтобус и на остановках стихами приглашать людей на Арбат.
– А люди поймут?
– Это только идея. Почему бы и нет? Другие хотят переодеться в одежду 18–19 веков и просто прогуливаться по парку. Пусть люди с ними фотографируются. Приходили ребята с идеей организовать состязание среди домбристов. Радует то, что творческие люди отнеслись к начинанию с энтузиазмом.
Найдёт ли Арбат своё понимание у актюбинцев – будет видно.
УТРОМ ЯРМАРКА, ВЕЧЕРОМ – КОНЦЕРТ
– Что можно ещё увидеть?
– Руководитель нашей области поставил перед нами задачи, чтобы мы охватили город и всю область различными мероприятиями. Было проведено два театральных фестиваля республиканского значения, были организованы международный фестиваль среди оркестров и ансамблей «Жұбанов көктемі», республиканский конкурс патриотической песни, республиканский конкурс среди танцоров имени Нурсулу Тапаловой. В филармонии проходят концерты классического, эстрадного, фольклорного жанров. Также горожанам была представлена «Ночь в музее».
Недавно сделали большой телепроект ретро–песен «Козайым» с участием наших артистов и исполнителей из других городов Казахстана. Сейчас идут монтажные работы, по окончании покажем широкой публике по телевидению.
В середине августа в парке проведём большой концерт из песен Шамши Калдаякова, Асета Бейсеуова, Нургисы Тлендиева – «Ән ғұмыр». В этом году будем отмечать 90–летие Бакира Тажибаева, нашего земляка – драматурга, поэта и композитора. В рамках этого юбилея готовится спектакль, различные встречи в библиотеках и большой фестивальный концерт. К новому сезону в театре готовится постановка «Кто стучится в дверь ко мне?» о вреде псевдорелигиозных течений. Ко дню семьи готовится концерт творческих семей – «Біз көтерген шаңырақ». В рамках 25–летия независимости по области проводятся сотни других мероприятий.
Сейчас у нас в городе проходят дни культуры районов. Каждую субботу на рынке «Табыс» с утра ярмарка, вечером в парке они показывают свои достижения в различных отраслях, музейные экспонаты, спортивные состязания, концертные программы, театральные представления.
КИТАЙЦЫ ДАРЯТ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ
– Когда в городе откроется музей?
– Строительство нового здания музея планируется в центре города. Рассматривается место между «Капитаном Бригом» и «Планетой Электроники». Это будет современное, красивое, вместительное здание, возводимое по программе государственно–частного партнёрства.
Напротив парка строится концертный зал на 1.543 места – подарок городу от «СНПС–Актобемунайгаз». А то у нас есть два зала – в филармонии и драмтеатре, но они невместительные. Артисты не едут.
– Построите – приедут?
– Не только казахстанские, но и российские.
ЗВЁЗДЫ НА ПЕНСИИ РВУТСЯ В АКТОБЕ
– Почему казахстанских эстрадных звёзд чаще можно увидеть на тоях, чем на сцене?
– Не только наши, артисты других стран тоже выступают там, где платят. Население Казахстана – небольшое. Один раз объездил все города – и всё. Чтобы опять приехать, должно пройти года два. Вот и стараются зарабатывать на частных мероприятиях.
– В лучшем случае, если какие гастролёры и приезжают, то это Московский независимый театр. У них есть местные поклонники – они рассказали друг другу о приезде, билеты раскупили и сходили. А город приезда московских актёров и не заметил. А актёры кто? Шабашники, вышедшие на чёс. Берётся одна более–менее раскрученная звезда на пенсии, которую по телевидению ещё в советское время показывали, остальные – студенты театральных учебных заведений, и поехали! Вот это – наш уровень, то, чего достоин Актобе?
– Бывало, что частные гастрольные организации привозили к нам несколько спектаклей из России с известными и начинающими актёрами. Уровень – дело вкуса. Хотя в ваших словах есть доля правды.
На официальном уровне в планах есть приглашать к нам в город театральные коллективы соседних областей, приграничных регионов России.
ШНУР НЕРВНО КУРИТ В СТОРОНКЕ
– Вы можете поднять трубку и сказать: «Саке! Вот этого не вези, он – нехороший»?
– Если обосновать, то да.
– Допустим, привезут Сергея Шнурова и группу «Ленинград». Вы пропустите?
– Вопрос, конечно, интересный… Не скажу, что Шнуров мне очень нравится. Может, у него и есть целевая аудитория… Но, с другой стороны, я очень сомневаюсь, что он нашей молодёжи что–нибудь привьёт. Опять же, он поднимает какие–то социальные темы… Наверное, нет. Я бы не хотел, чтобы он выступал в Актобе. А вы хотели бы?
– Как молодёжь говорит, сходить на концерт, поржать – наверное. В этом плане ваш адмресурс может сыграть решающую роль. Просто опустите шлагбаум – и всё.
– Тут палка о двух концах. С одной стороны, есть закон «О предпринимательстве», который мы не можем нарушать. С другой – ну нельзя человека с ненормативной лексикой пускать на сцену!
– А старые худсоветы остались? Вы просматриваете спектакли, репертуар заезжих друзей?
– Худсоветы в учреждениях культуры есть. На областном уровне будем создавать.
– Для чего? Слишком много шлака на сцене?
– Чтобы отбирать что–то стоящее не только по решению одного лишь режиссёра или худрука. Худсовет нужен хотя бы для того, чтобы оценить культурный уровень и творческий потенциал своих артистов.
Виктор ГЕРБЕР,