Камера, мотор! Канны и позор
Как выяснилось, за годы независимости в Казахстане был снят 571 фильм, получивший прокатное удостоверение. Из них только 8 оказались кассовыми, то есть доходы от проката в кинотеатре окупили потраченные на ленту деньги. В этом списке лишь один серьёзный фильм – «Томирис» режиссёра Акана САТАЕВА. История царицы масагетов собрала в прокате полмиллиарда тенге. Все остальные позиции в списке – комедии.
Финансово успешными стали все 4 части «Бизнеса по-казахски». Последний фильм (про злоключения наших бизнесменов в Южной Корее) собрал втрое больше, чем биография степной царицы, а в целом «Бизнес по-казахски» обогатил создателей на 4,5 млрд тенге.
Также киноманам понравились обе части комедии «Брат или брак» и сатирическая лента «Аким». Все шансы попасть в топ были у «Красавчиков до нашей эры», но прокату помешала пандемия.
Выбирая творения местных режиссёров, казахстанцы предпочитают отдавать деньги за лёгкое кинцо, но отечественные режиссёры упорно снимают нечто заумное. За прошлый год Казахстан выпустил 54 кинофильма. Из них 37 – это явно фестивальное кино. Большинство лент трудно найти даже в интернете, а в кинотеатре они если и мелькали, то на закрытых показах.
Неловко получилось
Желание наших режиссёров пройтись по красной дорожке в Каннах вполне понятно, но, к сожалению, в большинстве случаев мечты остаются мечтами. С 1991-го года лишь 6 фильмов отечественных режиссёров удостоились крупных наград на европейских фестивалях. Из этих 6-и широкий прокат получил только «Кочевник» (2005 год), хотя назвать эту ленту казахстанской можно с большой натяжкой. Главную роль в ней исполнял американский актёр, сценаристом был россиянин, режиссёром – чех, а продюсером выступил легендарный Милош ФОРМАН. С таким составом и бюджетом в $34 млн фильм просто не мог стать провальным.
Остальные ленты, имевшие успех на крупных кинофестивалях, показывают Казахстан в довольно мрачных тонах. Видимо, западным эстетам по нраву именно неприглядная сторона жизни. В «Киллере» (1998 год) Дарежана ОМИРБАЕВА, безобидный водитель становится наёмным убийцей, потому что иначе выжить у нас не смог. В «Хозяевах» (2014 год) Адильхана ЕРЖАНОВА аульный бастык отбирает у сиротинушки мамин дом. В «Келин» (2009 год) Ермека ТУРСУНОВА казахи показаны варварами и полудикарями. В «Тюльпане» (2008 год) Сергея ДВОРЦЕВОГО действие происходит в полупустыне, где по героям ползают вши, дети не брезгуют съесть конфету с песком, а овцы дохнут от голода. В ленте нашего земляка Эмира БАЙГАЗИНА «Уроки гармонии» (2013 год) тоже фигурирует богом забытый аул, где сверстники жестоко травят хорошего мальчика.
Нельзя отрицать, что все эти фильмы имеют большую художественную ценность, поднимают острые вопросы, тонко отражают психологию персонажей, но Казахстан с его суровыми пейзажами и озлобленными людьми оставляет у зрителя тягостное впечатление.
А «Уроки гармонии» тогдашний министр культуры РК Арыстанбек МУХАМЕДИУЛЫ назвал «позорящим страну», чем вызвал негодование ценителей искусства.
Келинка тоже человек
Так или иначе, после просмотра таких фильмов потенциальный турист не станет паковать чемоданы, чтобы отправиться в Казахстан, где, если верить творениям местных киношников, даже электричество считается роскошью. Хотя и шанс посмотреть фестивальное творение на популярных интернет-платформах невелик. Эти шедевры обитают лишь в сообществах любителей арт-хауса.
Представим, что зарубежному киноману попался рекламный буклет о Казахстане, и он решил скоротать вечерок за просмот-ром фильма об этой загадочной стране. Чтобы было легче представлять, воспользуемся сменой IP-адреса.
Удивительно, но самым хитовым казахстанским фильмом на постсоветском пространстве стала «Келинка Сабина». Видимо, страдания гламурной фифы, вместо Дубая оказавшейся в далёком ауле, очень близки всем жителям бывшего СССР. Зрителей не смущают даже особенности местного менталитета.
«Фильм классный. Ржали с мужем 2 часа. Только можете объяснить, кто такая «келинка»?» – спрашивает в комментариях под фильмом Соня из Белоруссии.
На втором месте в белорусских онлайн-кинотеатрах из нашего кино оказался «Сказ о розовом зайце». Недопонимание между «золотой молодёжью» и простыми парнями из провинции актуально как в Алматы, так и в Минске.
Украинцам почему-то понравилась комедия «Каникулы оф-лайн» о загородном лагере, где избалованных детей отучают от гаджетов, заставляют учить родной язык и помнить традиции предков.
«Поначалу я думал, что этот фильм будет так себе или ерунда, но это не так! Этот фильм находится на уровне выше среднего, у него, как и у многих современных кинокомедий, есть свои плюсы и минусы, но положительных качеств в этом фильме намного больше, чем негативных! В этом фильме присутствует стиль, искусство, в этот фильм вложили доброту и душу, этот фильм может заинтересовать и заинтриговать, поэтому он находится на хорошем уровне!», – разразился рецензией в комментариях Юрий ФИЛЬМЕНКО.
Слушайте, джигиты, только поймите меня правильно!
У россиян комедий и своих хватает, поэтому второе место по популярности заняла казахстанская драма «Рывок» о баскетболисте, ставшем инвалидом, но сумевшем поставить новый рекорд, и старый, ещё 2007-го года «Рэкетир». Проблемы пацанов с понятиями близки россиянам до сих пор.
«Я сам хоть и не из Казахстана, но вижу, что KZ выпускает очень качественный продукт. Этот фильм не стал исключением: подбор и игра актёров на высоком уровне, сюжет вроде как и заезженный, но в то же время развёрнут, так, что не отпускает от экрана от начала и до конца фильма. Всем приятного просмотра. Жаль, что в моей стране кино практически ушло в прошлое», – сокрушается Сергей, оценивший казахстанскую «Бригаду» на твёрдую десятку.
В Узбекистане и Киргизии, популярной стала комедия «Аким», а в Армении… «Ход конём». Секрет успеха нашей (не самой популярной), ленты на Кавказе оказался прост. Казахстану по сюжету тут выделено всего 20 минут, а всё остальное действие происходит в Ереване и Карабахе. Грузинам же оказался близок «Бизнес по-казахски».
Любопытно, но практически все наши фильмы, включая премьеры, на кинопорталах доступны бесплатно. И лишь за ужастик «Страшные истории для рассказов у костра» по мотивам современных городских легенд требуется заплатить. Пусть всего 2 российских рубля, но всё-таки.
Why is mister Borat?
А вот в дальнем зарубежье отыскать казахстанский фильм очень непросто. В большинстве популярных порталов по запросу выдаётся лишь скандальный «Борат» и несколько документальных лент от «National Geographic». Если же приложить усилия, то казахстанское кино найти всё-таки можно. В США зрителям без субтитров предлагается только «Бизнес по-казахски в Америке».
Во Франции, Чехии, Германии и Нидерландах из нашего кино популярен лишь «Кочевник», называемый тут «Nomad», а в остальных странах Европы в топе оказалась «Томирис». «Уроки гармонии» тут тоже есть, но искать эту ленту надо в рубрике «Азиатское авторское кино».
В киноведческих статьях о казахстанском кинематографе, написанных западными критиками, ленты киностудии «Казахфильм» упоминаются часто, но все они были сняты ещё при СССР. Тёплых слов удостоились «Султан Бейбарс» (1982 г), «Меня зовут Кожа» (1964 г) и «Влюблённая рыбка» (1990 г)
Мультфильм же критики вспомнили лишь один: «Почему у ласточки хвост рожками» (1967 год). Его похвалили за качественную рисовку и атмосферную передачу древней легенды.