Из Италии, с любовью
Имя трубача Нелло САЛЬЦА знают только в определённых музыкальных кругах, но трудно найти человека, ни разу не слышавшего его исполнение. Сейчас Нелло носит гордый титул любимого музыканта композитора Эннио МОРРИКОНЕ. Саундтреки к сериалу «Спрут», фильмам «Жизнь прекрасна», «Неприкасаемые» и «Однажды в Америке» всем знакомы с детства, а музыка к «Омерзительной восьмёрке» Квентина ТАРАНТИНО даже получила «Оскар» в 2016-м году. Кроме того, Нелло сотрудничал с такими легендами итальянского кинематографа, как Федерико ФЕЛЛИНИ, Франко ДЗЕФФИРЕЛЛИ, Джузеппе ТОРНАТОРЕ. Однако мировая слава прошла мимо скромного музыканта. Ни русская версия «Википедии», ни портал «Кинопоиск», хранящий информацию о каждом актёре, мелькнувшем хотя бы в секундном эпизоде, ни словом не упоминает о трубаче.
А «Мурку» сможешь?
А вот в музыкальных кругах имя Нелло Сальца на слуху. Сейчас он работает в Оперном театре Рима, где ему довелось стоять на одной сцене с Пласидо ДОМИНГО и Хосе КАРРЕРАСОМ. С оркестром академии «Санта Чечилия» Нелло гастролировал во всех крупных городах мира. Несмотря на весеннюю грязь и на то, что концерт проходил в будний день, зал «Жубанов Элеми» был почти полон. Многих ценителей музыки привлекло ещё имя Морриконе на афише, но репертуар маэстро состоял не из популярных саундтреков, что вызывало небольшое разочарование у части публики. Как показывает практика, актюбинские меломаны предпочитают слушать нашумевшие хиты, причём без всяких аранжировок. Например, когда конферансье объявила легендарное «Либертанго» Астора ПЬЯЦЦОЛЫ, публика заметно оживилась. Но уже после первых аккордов восторг сменило недоумение. Нелло Сальца исполнял произведение более мягко и плавно, чем истеричные скрипачки из группы «Bond».
Огонь, вода и забытые трубы
Но, как оказалось, дело тут совсем не в манере исполнения.
– Есть инструменты, которые слушатели воспринимают очень легко. Например, скрипка, флейта или гитара. Духовые инструменты, тем более в сольном исполнении, не всегда могут оценить даже профессиональные музыканты. Исключение – только саксофон. Изначально труба появилась не для мелодий, а для подачи сигналов на войне или охоте. Потом родились военные оркестры. А сейчас невозможно представить симфонический оркестр без духовых, – поделилась организатор концерта Дина НИЯЗОВА.
К тому же, эти инструменты – едва ли не самые вредные для здоровья. Проблемы с дыханием, лёгкими, сердцем и повышенное давление – частые спутники музыканта, выбравшего этот вид инструмента. В СССР духовики даже уходили на пенсию раньше остальных. На Западе некоторые виды духовых становятся вымирающей экзотикой. Начинающие музыканты не хотят тратить время на непопулярные инструменты, а профессионалы уходят со сцены. Меломаны даже организуют акции, чтобы привлечь внимание к какому-нибудь бассет-кларнету или контрфаготу.
Обыкновенные приключения итальянца в провинции
Концерт легендарного трубача проходил при поддержке посольства Италии в Казахстане. Дипломаты с Апеннинского полуострова справедливо решили, что не только жители мегаполисов имеют право послушать классические произведения в исполнении мастера, но скромные провинциалы тоже хотят причаститься к прекрасному. Так и был организован этот тур по небольшим городкам Средней Азии. Кроме Астаны, Алматы и соседнего Бишкека, трубача уже успели послушать жители Павлодара, а теперь очередь дошла и до Актобе.
Казахстанские гастроли Нелло Сальцы трудно назвать увлекательными. График его выступлений очень плотный, и все впечатления от путешествия по стране ограничиваются номерами в отеле и концертными площадками. Концерт маэстро был назначен на 19.00, и до этого времени трубач даже не успел перекусить.
Астана – столица Рима
Репетиции концерта начались задолго до приезда итальянского гостя. Итальянская сторона обговорила репертуар, выслала ноты в Актобе, а сам трубач встретился с нашим оркестром за несколько часов до концерта, чтобы собрать всё воедино. К чести актюбинских музыкантов, нужно сказать, что они достойно показали себя перед итальянским гостем. Язык музыки понятен без перевода, а профессионализм нашего коллектива ничуть не уступал римской опере. Никаких накладок за почти полуторачасовой концерт не было.
А вот визуальное оформление в очередной раз подкачало. Давно уже стало традицией транслировать видеоролики на огромный монитор. Это и помогает создать нужную атмосферу, и малыми усилиями украсить почти пустую сцену. В этот раз демонстрировались живописные виды Рима и Венеции и… Астаны, но, по актюбинской традиции, они часто прерывались заставками с логотипом гаджета, с которого транслировался ролик, или того хуже – страничкой автора видео на «Youtube».
В целом, трубач выглядел очень устало. Отыграв свою часть выступления, он тут же стремился за кулисы. Несколько раз перед началом номера он даже немного подстраивал свой инструмент. Выступления Нелло Сальца чередовались с номерами актюбинских музыкантов.
Чао, синьора, сорри!
Языковой барьер тоже мешает известному трубачу познать гостеприимство нашего народа. Нелло не владеет не только русским, но и английским. Его общение с актюбинскими музыкантами ограничивалось только жестами и терминами, понятными каждому, кто когда-то учил нотную грамоту.
Ещё по одной актюбинской традиции концерт завершился исполнением «Казахского вальса». Хоть непривычный ритм и размер сначала немного озадачили трубача, со своей задачей он справился блестяще. Но быстро покинуть сцену не удалось.
Прихорашиваясь в туалете, актюбинские ценительницы музыки устроили мини-курсы по изучению итальянского языка. Подводя бровки, они старательно произносили перед зеркалом «бонджорно» и «бонасэра». Однако уроки прошли зря. Выбравшись из дамской комнаты, никто из поклонниц не решился крикнуть даже банального «брависсимо».
А вот слово «селфи» понятно на всех языках мира. После концерта фанатки долго не отпускали Нелло Сальса со сцены.