Из города контрастов - в город на белом холме
Перед встречей Аюш переживал, что общаться мы будем на русском языке.
– Честно, у меня не идеальный русский, – написал мне студент в мессенджере. – Можно я буду пользоваться гугл-переводчиком?
Во время интервью я поняла, что мой собеседник зря так волновался. Для человека, который с нуля учит русский язык несколько лет, очень даже неплохой словарный запас.
На вид – сама серьёзность. В очках, задумчивый взгляд, редко проскальзывает улыбка. Передо мной студент ЗКМУ имени Марата Оспанова, факультета «Общая медицина», будущий хирург – 23-летний Аюш ШАРАДЧАНД ДУГАД. Сегодня он – среди организаторов мероприятия в честь праздника Дивали в стенах медуниверситета. Пока первокурсники весело пляшут под индийскую музыку, герой нашей статьи следит за порядком и чистотой.
Пять лет назад из города контрастов он прилетел в город на белом холме. Аюш – мумбайский парень. Ради мечты стать врачом он решил покинуть родину и поехать на край света.
Год сидели в общаге
В начале учёбы было нелегко. Во-первых, сюрпризы с погодой. Парень из знойной страны не знал, что такое – морозы минус 37.
– В Актобе очень холодно! – Аюш особенно подчёркивает интонацией последнее слово. –У нас два-три градуса – это самая холодная погода. Мы почти не брали с собой тёплых вещей. У нас такая одежда и не продаётся. Всё зимнее, тёплое покупали в Актобе. Снег я раньше видел. В Индии есть район Кашмир, там бывают снегопады.
Особенно тяжело на чужбине было из-за языкового барьера. В медуниверситете индийским студентам преподают на английском языке, а вот в быту его у нас редко где применишь.
– В первый год учёбы мы всё время сидели в общежитии, – рассказывает студент Аюш. – А куда пойдёшь, если языка не знаешь… Мы элементарно не могли купить продукты и вещи. В Актобе люди не говорят по-английски.
– А вы хорошо знаете английский?
– У нас в школах все изучают, тем более я был в английской школе. В Актобе я для себя решил, что учёба – самое главное. И поэтому нам нужно знать язык, если мы хотим здесь учиться. В университете были уроки русского языка, очень помогли. Актюбинцы – люди добрые, выручают. Нас было тогда немного: пятьдесят-сто индийских студентов. На втором курсе уже немного освоили русскую речь, стало легче. Казахский язык тоже стараюсь учить.
Самый вкусный шоколад
К питанию индийским первашам пришлось приспособиться. Большинство ребят – вегетарианцы. В нашей стране, где есть культ бешбармака, непросто быть веганом.
– Мы покупаем продукты в супермаркете и сами готовим наши блюда, – говорит Аюш. – Привыкли уже. Специи из дома привозим. Вот манго мне здесь очень не хватает. В нашей общаге недавно открыли столовую, где готовят индийскую кухню. В Актобе я люблю бывать в новых ресторанах и кафе, хоть сложно найти вегетарианские блюда. Зато в городе много хороших пиццерий.
Аюш в восторге от нашего шоколада.
– Казахстанский шоколад – самый вкусный! – улыбается индийский джигит. – Ещё мне нравятся баурсаки и казахские национальные сладости.
Из хобби у студента – медитация по полчаса в день. В основном свой досуг, как любой среднестатистический актюбинец, Аюш проводит в ТРЦ «Керуен Сити».
– На коньках пробовал кататься, но пока всё время падаю. Ещё мне нравится Актюбинское море.
– Не совсем, конечно, моооре, – протягиваю я.
– Пойдёт! – смеётся Аюш.
Врач – второй бог
В Мумбае легко уместится население всего Казахстана. Сейчас там проживает около 23 миллионов человек. Город «забит» настолько, что стал первым в стране по количеству жителей и вторым в мире по плотности населения. Наверное, вы знаете, что в Индии жители делятся на касты. В Мумбаи рядом с элитными высотками соседствуют жуткие трущобы, поэтому его и прозвали «городом контрастов». Аюш Дугад из семьи среднего достатка. Отец – профессор университета, инженер-строитель, мама – домохозяйка. В индийских школах в первый класс идут в 5-6 лет, учатся 12 лет. После школы Аюш твёрдо решил идти в медицину. Родителям не впервой отпускать своего ребёнка в далёкую страну. Сестра Аюша тоже окончила медицинский университет, но в российском городе Смоленске. Сейчас работает врачом на родине.
– Здесь все местные спрашивают: почему для учёбы мы выбрали Актобе, – опережает мой вопрос Аюш. – В Индии мало государственных университетов, мало мест, а желающих поступить – очень много. Учёба в частных вузах слишком дорогая. Если здесь мы платим за учёбу в год почти полтора миллиона тенге, то на родине было бы в пять раз дороже. Я рассматривал несколько вариантов: Алматы, Нур-Султан, Караганда, но там уже много индийских студентов.
– Почему индийские ребята едут в Казахстан учиться именно на врачей?
– В Индии много государственных университетов по другим специальностям: юристы, экономисты и другие. Людей много, болезней много, поэтому врачи нужны. Медики хорошо получают, и их очень уважают. Для индийцев врач – это второй бог.
У Аюша последний год учёбы в Актобе. После получения диплома он уедет в Индию сдавать экзамены. Дальше будет год интернатуры, снова учёба.
– В наших странах разные болезни, – замечает будущий врач. – В Индии среди заболеваний на первых местах диабет и онкология, также очень много инфекций: тиф, дифтерия, лихорадка... У нас государственные больницы есть и в городах, и в деревнях. В будущем хочу работать хирургом-онкологом, лечить людей от рака.
Июль и август индийские студенты проводят дома. Из-за пандемии стало сложнее добираться на родину.
– Приезжаем, сдаём ПЦР-тест, две недели сидим в общежитии на карантине, снова сдаём ПЦР, – вздыхает Аюш. – И билеты стали дороже через Алматы или Нур-Султан. Раньше нужно было 200 тысяч тенге, чтобы слетать туда-обратно. А теперь – 300-400 тысяч тенге.
– Кстати, какая в Индии обстановка с коронавирусом?
– Ситуация была плохая, но не настолько, как показывали в интернете, – отвечает Аюш. – Моя семья не болела, все сделали прививки.